История танца Хула. Часть 1 — древний стиль Hula Kahiko

История хула

В уединенных местах на островах Гавайев танцуют мужчины, движения их сильны и малообъемны, но изящны. Под ритм полированной тыквы, задаваемых точными ударами певца. Океанские волны конкурируют со звонким ритмом тыквы, с их пением, и их хула.Kahiko — это наиболее древняя форма хулы. Его никогда не танцевали в юбке из травы, и он не сопровождался игрой на гавайской гитаре укулеле. Это, скорее, торжественная Хула со священным смыслом и для реализации сильной, значимой цели.

Он был единственным стилем вплоть до 1893 года, когда искусство хула получает второе рождение.
И, кстати, первоначально хула называли «Ha`a». Название было изменено на «Хула» в начале l9 века.

Как появилась Хула Кахико

В пред-европейском периоде, хула была тесно связана с религиозной практикой. Дошедшие до нас танцы под барабан паху представляют собой самые священные, посвященные богам обряды: ритуалы и молитвы окружали все аспекты обучения и практики хула. Учителя и студенты халау (школ хула) поклонялись Лака (Laka), богине хула, и регулярно делали ей подношения.

Хула имеет свои истоки в древней истории. Есть много разных легенд, окружающих происхождения хула:

  • По одной из легенд, Laka — богиня хула — изобрела танец на священном месте в Ka’ana, на острове Молокаи.
  • Другая легенда рассказывает нам, что Hi’iaka cтанцевала его, чтобы успокоить свою гневную сестра Pel’e, богиню вулканов, и это случилось на северном берегу долины Кауаи в Ha’ena.
  • Третья гласит, что сама Пеле исполнила его, бежав от другой своей сестры  Namakoakaha’I (богини океанов). Когда Пеле, наконец, достигла цепи кратеров на Большом Острове, где ее уже не могли достать волны, она станцевала первый танец хула, означавший, что она победила свою сестру.
  • В книге «Куму хула. Корни и ветви» на нашем сайте приведены и иные версии.
Сегодня покровительницей хула является богиня Лака, и она упоминается наиболее часто, когда речь заходит о современной Хула.

Однако посвященные ей танцы вы встретите вряд ли));  древняя хула в стиле Kahiko обычно танцует «меле», которые описывают историю лишь двух сестер — Hi’aka и Пеле.

Стиль Kahiko — это стиль энергичный, требующий силы и ловкости, и лишенный таких привычно-знакомых нам нежных движений и плавностей. Он танцуется с суровым взглядом и довольно резкими движениями — в дань уважения своим богам и корням (обратите внимание на фото — какие взгляд и жесты у женщины (выше) и мужчин (ниже) танцующих в стиле kahiko).
Танцевать в этом стиле очень не просто — но именно это и есть истинная гавайская хула.

Танцоры-Миротворцы, или шаманский клан Ариори

Известно, что вплоть до 1200 года (то есть до прихода на Гавайи жреца Паао, который, по сути, провел культурно-религиозную революцию на островах) существовал особый шаманский клан Ариори, и направление, в котором они работали, называлось МИРОТВОРЧЕСТВОМ.

Все его члены владели такими искусствами  как:

  • искусство ЖИТЬ В МИРЕ С САМИМ СОБОЙ,
  • СОЗДАВАТЬ ГАРМОНИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ между отдельными людьми,
  • А ТАКЖЕ между людьми и природой и внутри самой природы.

Используя пение, танец и поэзию как средство воздействия, они путешествовали с острова на остров, на каждом из них устраивая свои представления.
Уважение к шаманам Ариори было столь велико, что НА ВРЕМЯ ИХ ПРИСУТСТВИЯ ВСЕ ВОЙНЫ ПРЕКРАЩАЛИСЬ (!).
Пересказывая мифы и легенды, они напоминали воюющим об их общих корнях и предназначении на этой земле, а используемые ими шутки (порой непристойные и непочтительные) заставляли противников осознавать всю пагубность вражды.

Именно НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРИВНЕСЕНИЕ МИРА является ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ шаманов Полинезии.
Тогда как большинство шаманов других стран следуют Путем Воина, концентрируясь на развитии силы и покорении себя —
полинезийские шаманы следуют путем, который kahuna ХХв. Серж Кахили Кинг в книге «Городской шаман» называет Путем Искателя приключений, что означает быть сосредоточенным на любви, по-гавайски aloha, и раскрытии собственного «Я».
История танца Хула. Часть 1 - древний стиль Hula Kahiko

В то время существовала только одна танцевальная труппа. Она состояла только из мужчин, причем мужчин kahuna (то есть каждый из них был мастером и мог преподавать). Танцевала эта труппа при дворе действующего верховного вождя, а затем и короля островов.
В ее обязанности входили такие удивительные задачи как:
1) появление наследника вождя/короля (т.е. поддержание детородных функций четы),
2) и поддержание мира и процветания на Гавайях (т.е. создание и поддержание определенной культурно-духовной атмосферы у власти и народа силой своих умений и знаний).

Как возможно было танцем достичь такого мистического эффекта?

Тот же kahuna Серж Кахили Кинг рассказывает об этом так:

«Что же касается СВЯЩЕННОГО ТАНЦА ХУЛА, то исполнитель погружался в своего рода состояние транса, перед исполнением медитируя на образе божества, духа или содержании танца.
Сам же танец был тщательно продуманной хореографической постановкой, сила воздействия которой обусловливалась способностью танцора ВОЙТИ В СОСТОЯНИЕ, соответствующее истории, рассказываемой танцем — например, состояния любви, безконфликтных отношений, благодарности, радости и т.д.
Именно так происходила передача ЗНАНИЯ от кахуна к простым людям.
Потому что ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СВЯЩЕННОЙ ХУЛЫ — обучать и вдохновлять публику».
 Именно поэтому в древние времена танцевать Хула кому угодно было Капу — запрещено (аналог табу в Новой Зеландии). Это искусство было святое, Kahiko Хула танцевали только Kumu Hula (учителя) и ученики, прошедшие обучение и посвященные в танцоры Хула.
Куму Хула, по сути, выполняли задачи священников на древних Гавайях (не только они, но они в том числе).
И, поскольку до 1820г. у гавайцев не было письменности, Куму Хула несли ответственность за сохранение генеалогии королевской семьи, истории значительных боев, истории и культуры народа, а также историй из жизни их богов и богинь.
Вот почему hula kahiko обучали только тех, кто был достоин этого знания (потенциал кандидатов определял kahuna). Как правило же, его знание передавалось от поколения к поколению. Для самой семьи и для ребенка с этого дня изучение хула получало главный приоритет, а секреты искусства хула должны были храниться в ней строго, не выходя за пределы семьи.
Выбранные для обучения дети забирались из семей и жили в Халау, школе хула, со своим учителем — так же, как в Индии отдавались дети на обучение гуру. Эти школы всегда находились в уединенных местах, подчеркивая сакральность получаемых знаний. Ученики занимались в строгой дисциплине с самого начала, танцуя практически до полного изнеможения.
Моя наставница Kumu Kaipo рассказывала, что мать обучала ее танцевать хула с 3-х лет, заставляя по 4 часа каждый день оттачивать всего одно базовое движение ka’o (!).
Затем, когда Kumu Хула были удовлетворены работой своих учеников, собирался большой праздник lu’au, и Kahiko выполнялся для всех зрителей.
Kumu Хула особым речитативом поет песню oli и отбивает ритм, а его ученики с военной точностью и суровостью танцуют Kahiko — так, словно собираются в бой. По завершении танца все мужчины поют в унисон зачин песни oli, с которого начинали танец.
Сегодня эта древняя форма хула по-прежнему выполняется, что является предметом гордости самих гавайцев.
Oli — это пение во время танца самой песни-истории, которая называется mele.
Поэтому бывает, такой ритмовый танец под пение называют «Меле Хула», что означает «песня -танец», или «Kahiko», но правильное название — «Хула Kahiko».

Инструменты и одежда для hula kahiko

Каждый танец хула Kahiko посвящался кому-то из древних богов, восхваляя их и их деяния. обычно Он сопровождался древней песней mele и исполнялся только под эти древние гавайские инструменты:
История танца Хула. Часть 1 - древний стиль Hula Kahiko
 Как видите, здесь только инструменты, способные задавать ритм, отсутствует даже знаменитая гавайская гитара-малышка укулеле.
Одеждой в то время танцорам-мужчинам служили набедренные повязки, женщинам — короткие юбки (еще одна причина запрета танца с приходом христиан). Современных юбок-пау до середины икры, как и юбок из травы, до конца 19 века, не было.
А вот все элементы украшений, в т.ч. традиционные цветочные гирлянды — леи, а также браслеты и ожерелья —  были. После танца леи подносились на алтарь богини Лака, покровительницы хула, в дар.

Hula Kahiko сегодня

Сегодня Куму Хула — уже не священники, но они по-прежнему высоко почитаются среди гавайцев как хранители их богатой культуры и истории. Также, и сегодня изучение хула на Гавайях происходит только посредством ученичества в школах Халау, то есть исключительно прямой передачи, с посвящением Хула у алтаря богини Лака в финале. Собственно, само ученичество осталось практически без перемен, за исключением одного: теперь изучать и танцевать хула могут и женщины.

Говорят, эта перемена случилась несколько веков назад, когда с приходом Паао острова вошли в затяжной период войн за власть, и мужчины были на войне. Однако, движения традиционной хула по-прежнему сильны. Настроение может быть мягче, но все же сохраняется очень серьезным в дань традиции.
В настоящее время Хула Kahiko переживает ренессанс,  создаются новые oli и mele, а на их основе и новые танцы hula kahiko.

Одно из лучших мест, чтобы увидеть Хула Kahiko — это фестиваль Мерри Монарх, который проводится каждый год в Хило, остров Гавайи, в течение целой недели.

Во многих отношениях Мерри Монарх Фестиваль является символом выживания гавайцев и их культуры и любимым примером богатства их наследия.
Впрочем, фестиваль фестивалем, да и проходит он всего раз в год — а как увидеть Хула Кахико на Гавайях в иное время?
Для этого в первую очередь нужно уехать подальше от курортов, пляжей и развлечений и захотеть погрузиться в глубокое наследие Гавайских людей.
Найти культурный центр и спросить вокруг, где выполняется Хула Kahiko. Пусть ритм mele пронизывают ваше существо, и пусть hula оживит вашу душу.
Не считайте такие поиски слишком сложными — наоборот, проявляя жест уважения к чужой культуре, вы откроете сердца хранителей гавайской мудрости вам навстречу — ведь кто бы не хотел подружиться с людьми, которые проявляют интерес к твоей культуре?
автор статьи Елена Шандрикова
по материалам «Kumu Hula/ Roots and branches».
С.К.Кинг «Городской шаман»,
и других материалов
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта