Почему, имея такой потенциал силы и возможностей, Гавайи покорились чужеземцам? Почему шаманы не смогли предотвратить этого?
После нескольких веков изоляции на Гавайские острова в XI—XIII веках стали приплывать представители народов, населявшие другие земли Океании: Маркизские острова, Таити, Самоа, да и сами гавайцы стали изучать острова, лежащие к югу от архипелага. Считается, что до XIв Гавайи как бы «варились сами в себе», изолированно ото всего мира, включая другие Полинезийские острова.
Но так считается потому, что первые исторические предания и артефакты и существенные перемены в укладе жизни местных жителей ведут свой отсчет с прибытия на острова одного человека, жреца с Таити, о котором и пойдет речь в этой статье.
Многие из пришельцев навсегда оставались жить на Гавайях. Заселяя новые острова на севере Тихого океана, они прихватывали из родных краев растения и животных. Например, вождь Кахаи привез на Гавайи хлебное дерево. Так появились и стали возделываться здесь такие культуры, как батат, таро, ямс, тутовое дерево и даже кокосовые орехи и бананы, а из животных — собаки, куры и свиньи.
Строились новые лодки, большие каноэ регулярно совершали рейсы между Гавайскими островами, Самоа и Таити (а это расстояния в тысячи миль!), перевозя грузы и пассажиров.
Клан приверженцев бога Ку (священства, воинов и политиков) уже обосновался на Гавайях в качестве церемониального духовенства, курируя большинство храмов и праздников, посвященных земледелию, рыболовству и исцелению. Жрецы клана Ку жили в мире и согласии с шаманами клана Кане (гармонии души и тела) и шаманами ремесел (травниками, астрологами, навигаторами, строителями лодок и т. д.) из клана Лоуно (об этих трех богах см.здесь). Если бы кто-то и почувствовал приближение несчастья, его бы просто не стали слушать.
Конец рая древних Гавайев и появление новой религии
И так как с этой истории ведет свой отсчет родословная всех Гавайских королей, официальная история и рассказы мудрых шаманов клана Кане «расходятся в показаниях» :)).
Историк и этнограф Милослав Стингл в книге «Очарованные Гавайи» уточняет:
Воспитанный в традиционных кастовых полинезийских представлениях, он видел лишь один выход. И, как когда-то вождь Паумакуа появился на Гавайях с новым верховным жрецом, так и Паао решил привезти с Таити или Раиатеа нового верховного вождя, осознающего свою ману – исключительность, сверхъестественную силу, присущую, согласно верованиям полинезийцев, лишь вождям, алии, а не простым людям. То есть по сути, человека очень высокомерного).)
Но даже это оказалось не так просто :)).
Вернувшись на свою родину, Паао выбрал человека благородного происхождения, отвечавшего его представлениям о том, как должен вести себя и выглядеть верховный вождь гавайского острова. Избранника звали Лонокаехо. Паао спел ему свое знаменитое «Приглашение на Гавайи», которое полинезийцы сохранили до наших дней. Однако таитянский вождь не отозвался на категоричное, авторитарное приглашение поехать на Гавайи. Вождю таитянской области Нана вовсе не хотелось покидать свою родину, где жизнь его текла привольно и спокойно.
Взамен он предложил Паао взять на Гавайи вождя Пиликааиеа, происходившего из древнего полинезийского рода Улу. Тот не стал отказываться от путешествия на Гавайи и ждавшей его там должности.
Я совершенно уверена, что именно благодаря этой «религиозной революции» на Гавайских островах сложилась особая система табу, или капу (от гавайск. kapu) — религиозного права, заключавшаяся в системе запретов, за нарушение которых следовало жестокое наказание.
Она была и до Паао, как некий свод правил и запретов (как и в любой стране), в том числе — странных для нас, но именно стараниями Паао и его потомков, придававших столь большое значение культу вождей и свящества, они приобрели свой окончательный вид с элементами мании величия и абсурдной жестокости.Например, простому человеку запрещалось стоять в присутствии верховного вождя, власть которого обожествлялась, трогать его одежду и даже отбрасывать на него свою тень (!). Система капу защищала также интересы вождей, занимавших более низкое положение, чем верховный вождь. Женщины не могли есть в присутствии мужчин, им запрещалось употреблять в пищу свинину, бананы, кокосы и некоторые виды рыбы, а во время критических дней они должны были жить в особой хижине, подальше ото всех.
Но самым вопиющим нововведением Паао на одном из этапов реорганизации богослужения стала замена жертвоприношения свиней — человеческими, что было невиданным для Гавайев. Аргументация была типичной: поскольку жизнь человека ценится особенно высоко, то такая жертва более всего угодна богам. Само собой, такая жертва возносилась только одному из всех богов — богу войны Ку.
Кстати, любопытное дежа-вю: в истории древних славян бог Перун также лишь с некоего момента стал злым богом войны со всеми последствиями в виде жестоких культов. Вот только у нас не вполне понятно, когда и почему это случилось — а на Гавайях этот перелом зафиксирован практически документально.
И с этого момента места для жертвоприношений, хеиау, для бога войны Ку стали возводиться каменными и помпезными (в отличие от прежних простых навесов и хижин на деревянных опорах). Руины 2-3 самых-самых сохранились до сих пор и доступны для посещения.
И — какова ирония судьбы: в начале XIX века последний праправнук жреца Паао – Хевахева — волей случая принял активное участие в ликвидации всей системы табу (на волне христианизации королевства Гавайи).
Впрочем, говорят, в глубинке многие древние капу сохранились на островах и по сей день — например, есть женщинам вместе с мужчинами. Что ж, гавайцы, которые умеют любить лишь беззаветно и целиком, сохраняя преданность своим корням и традициям, сохраняли всё, не разделяя на нужное и лишнее. И, кто знает — может, это как раз и спасло их культуру от полного истребления цивилизацией?
- Захватывая новые территории, Паао с помощью местных жрецов упразднял власть старост, заменяя ее властью аристократии.
- Бытовавшее ранее коллективное землепользование отменялось. Теперь новый вождь, назначенный Паао, по собственной воле либо раздавал, либо отнимал наделы.
- Аристократия, в свою очередь, также имела внутреннюю иерархию, почти как в феодальной Европе. Паао следил, чтобы власть аристократии была неотделима от власти касты жрецов. В результате каждый подчинялся кому-то и все следили друг за другом. Почти как в Европе.
Но, хотя Паао и смог реорганизовать аморфное в классовом отношении гавайское общество в более строгую кастовую систему, ввести крепостное право ему так и не удалось. Простые люди были арендаторами, а не крепостными. Вожди не владели ими, и общинник, если ему не нравился вождь, мог уйти в места, где правил другой.
«Океанический занавес»: гонения на шаманов и утрата древних знаний
И Паао со своими приспешниками решил их уничтожить.
За семь веков до того, как «Железный занавес» разделил Европу, Паао изобрел собственный «Океанический занавес», отделив им Гавайи от всего мира.
Суть — та же: оторвать людей от того, что делает их сильными духом, независимыми, и помогает иметь хороший достаток в обход власти.
Огромная ветвь знаний Лоуно была безвозвратно утеряна. Восстановить секреты технологий, которыми они владели, так и не удалось до сего дня.
Образование 4-х Гавайских королевств
- Жрецы Ку удерживали жесткий контроль над территорией, хотя все острова были объяты междоусобными войнами.
- Клан Лоуно утратил практически все свои знания и опустился до роли нижней ветви жреческого сословия.
- А шаманы Кане превратились в загадочных отшельников, обитавших в районах, удаленных от прибрежной полосы. К ним обращались за советом лишь в случае крайней нужды и забывали о их существовании до следующего раза.
И лишь на острове Кауаи шаманы сохранили незначительное влияние…
//что проявит себя в момент объединения Гавайев, битвы за остров Кауаи