В 1778 году на Гавайские острова ступил первый европеец — Джеймс Кук.
Кстати, о лорде Сандвиче и его знаменитых сандвичах.
Сандвич был в то время Первым лордом адмиралтейства (т.е. министром военно-морского флота) и покровителем Кука. К тому же он был гурманом и изобрел свой и поныне всем известный “закрытый бутерброд”, в первичном исполнении состоявший из холодного ростбифа с прокладкой огурцом, или из лососины с сыром. И стал подавать их на деловых встречах. Точнее приказал подавать слугам. Так родился английский стиль деловых переговоров.
Этот стиль англичане привезли в Штаты, и тут он стал стандартным бизнес-ланчем. Все бигмаки и прочие чизбургерги также ведут свою родословную от изобретения лорда Сандвича. Так он и записался в историю. Примерно как Макинтош, Хулиган и Галифе.
А вот острова Сандвича пришлось переименовать. Не дотянул первый лорд адмиралтейства Сандвич до такой собственности)). Впрочем, в качестве утешительного приза именем лорда названы Южные Сандвичевы острова в южной Атлантике — цепочка действующих вулканов, на одном из которых гнездится свыше миллиона антарктических пингвинов.
- Для Кука это было уже третье (!) кругосветное путешествие
- Как капитан Кук открыл Гавайи. Первая встреча
- Возвращение кораблей капитана Кука для зимовки на Гавайях. Вторая встреча
- Почему гавайцы приняли Кука за бога Лоуно
- Неудавшееся отплытие домой. Третья встреча
- Ну так что же, аборигены съели Кука?
- Итоги визита капитана Кука на Гавайи
Для Кука это было уже третье (!) кругосветное путешествие
В 1763—1767 годах он проводил съёмку берегов острова Ньюфаундленд (Канада). Через год — был поставлен во главе экспедиции на Таити, задачей которой было изучение мало изученной южной части Тихого океана и движения планеты Венеры относительно Солнца. Во время этой экспедиции на корабле «Индевор» он изучил побережье Австралии и Новой Зеландии и совершил своё первое кругосветное путешествие. А открытые им земли стали колонией Британской короны.
Во время своего третьего кругосветного путешествия (1778г) на кораблях «Резольюшен» и «Дискавери» ему было поручено доплыть до этих земель, и откуда отправиться к побережью Америки, чтобы найти Северо-западный проход.
Именно в силу столь богатого опыта Кука историк М.Стингл счяитает, что капитан открыл Гавайи вовсе не «случайно». Знаток языков и традиций островитян, только что посетивший Таити и другие острова «Гаваики», прародины гавайцев — конечно же, он слышал истории о том, что есть мол еще острова там-то и там-то. И в этот раз они были ему настолько по пути (на север от Таити к Беринговому проливу как раз Гавайи и находятся), что… сами понимаете… я с ним согласна :))…
Как капитан Кук открыл Гавайи. Первая встреча
Итак, в декабре 1777 года Джеймс Кук отплыл с острова Бора-Бора и уже 18 января 1778 года открыл острова Оаху и Кауаи, входящие в состав Гавайев.
На следующий день к кораблям подплыло несколько каноэ по 3-6 человек в каждой. Кук был сильно удивлён, когда узнал, что эти люди говорят на языках островов Океании, с которых от пришел. Никакие уговоры не смогли заставить этих людей зайти на борт. Поэтому Кук спустил по верёвке медные монеты. Люди в каноэ приняли этот дар, а вернувшись, в качестве эквивалента отдали Куку рыбу. Так продолжалось несколько раз.
На следующую ночь к берегу острова Кауаи у деревни Ваимеа подплыли корабли. С рассветом местные жители встретили пришельцев громкими восклицаниями. Как писал Кук, «за маленький кусочек железа, за один-единственный гвоздь островитяне давали англичанам столько продовольствия, что его хватало на целый день экипажам обоих парусников» — гавайцы приняли подданных его величества очень радушно и гостеприимно. Корабль даже посетила молодая пара, вероятно король и королева острова, принёсшие с собой дары.
Затем корабли посетили маленький остров Ниихау (рядом с Кауаи), где экипаж пополнил запасы соли и ямса, в целом погостив на островах около 2-х недель.
И этот первый контакт с гавайскими аборигенами закончился более чем позитивно — в том смысле, что местные жители вели с приезжими торговлю, дали запастись водой и провизией — вобщем, «раскурили трубку мира» (которой у них не было, но это я так, для атмосферы :)).
Возвращение кораблей капитана Кука для зимовки на Гавайях. Вторая встреча
Открыв Сандвичевы острова, причем всего лишь 2 из 7-ми основных, Кук поплыл к берегам Америки, не посетив юго-восточные острова Гавайского архипелага., но… льды не пустили его в Берингов пролив, и он решил зимовать не на неприветливой Чукотке, а вернуться на острова блаженства.
Спустя 8 месяцев, 26 ноября 1778г. корабли подошли в северному берегу острова Мауи, спустя несколько часов они увидели остров Молокаи (так Кук открыл еще 2 острова)).
Известие о его прибытии взбудоражило местное население, слух о котором распространился ещё при первом его визите. На следующий день Кахекили, король острова Мауи, посетил корабль «Дискавери» и подарил его капитану плащ из красных перьев. Спустя три дня корабль «Резольюшен» посетил со свитой своих приближённых Каланиопуу, король острова Гавайи, воевавший с Кахекили. В дальнейшем корабли Кука исследовали острова Мауи и большой остров Гавайи.
Почему гавайцы приняли Кука за бога Лоуно
17 января 1779 года два корабля причалили в бухте Кеалакекуа острова Гавайи. Кука приветствовали около 10 тысяч человек. После того как Кук спустился на берег, местное население отвело его в хеиау, где жрецами острова была проведена церемония поклонения Куку, которого посчитали за бога ремесел Лоуно, явление которого предсказывалось в древних легендах островитян.
Конечно, Кук и его помощники расценили ситуацию по-европейски — мол, не знали «дикари» всех этих вещей, вот и сочли его за Бога. Но гавайский сказитель Халеоле и историк М.Стингл проливают свет на эту историю — дело в том, что на Гавайях существовала легенда о весьма почитаемом боге Лоуно (боге плодородия и ремесел), которая вкратце выглядит так:
Когда-то бог Лоуно ради смертной девушки поселился на острове Гавайи в долине Ваи-пио, но в припадке ревности убил ее и как безумный бегал в тоске вокруг острова, вызывая всех на поединок. Вскоре Лоуно покинул Гавайи, но обещал вернуться на плавучем острове, изобилующем пищей, во время посвященного ему прекрасного праздника Макаики.
«Резолюшн» и «Дискавери» бросили якоря в заливе Кеалакекуа именно в разгар Макаики. И о божественном происхождении чужеземца свидетельствовало все:
- и его корабли (полинезийцы приняли их за огромные плавучие святилища – хеиау),
- и сторожевые корзины на передних мачтах (их посчитали своеобразными небесными алтарями),
- и паруса (местные жители решили, что это белые флажки – символы бога Лоно, украшающие переносный алтарь, который в начале праздника Манаики путешествует по всему архипелагу).
- Но более всего на островитян произвел сам капитан, человек голубоглазый, с очень белой кожей и светлыми волосами — вылитый бог Лоуно, у которого, согласно мифам, тоже были удивительно белая кожа и голубые глаза.
Никаких сомнений у гавайцев не было: в залив Кеалакекуа прибыл великий бог плодородия и мира, когда-то покинувший Гавайи и пообещавший вернуться.
Теперь уже никто не сомневался: щедрый бог плодородия и мира действительно вернулся к гавайцам. И добрые, гостеприимные, сердечные гавайцы стали ждать того, что ждут от своих богов все люди на земле – благословения, благоденствия, наступления «золотого века».
Аборигены снабжали команду всем необходимым, не переставая удивляться огромному количеству диковинных вещей, которые чужестранцы привезли с собой. И далее чаще всего звучит, что именно «это любопытство и желание гавайцев взять всё, что им нравилось на корабле» привело к серьезному конфликту местных и белых, в результате которого был убит капитан Джеймс Кук. Мол, «всё было так хорошо — и вдруг!!!»
Но во-первых, если вы подумали, что у гавайцев «воровство у белых» было нормой, как часто думают о «диких народах» европейцы, то это не так. Тем более, что по сей день, как и тогда, Кука здесь почитают как воплощение бога Лоуно, весьма почитаемого. А как можно красть у бога?!
(об этом так и говорит, в частности, историк П.Беллвуд в книге «Покорение человеком Тихого океана»).
А во-вторых, вскоре после возвращения Кука гости – сам «Лоуно» и главным образом его подданные – стали тяготить островитян. И, честно говоря, белые боги сделали все, чтобы как
можно скорее испортить свою репутацию у местных жителей:
- Так, даже отличавшийся умом офицер Кинг расположил свои астрономические приборы на бататовом поле, которое жрецы провозгласили табу.
- Еще большее преступление против полинезийской веры совершил экипаж парусника «Резолюшн»: он отправил команду на берег срубить деревья для ремонта корабля. Не отдавая себе отчета в последствиях подобных действий, моряки вторглись в ближайшее святилище и выдернули из земли приглянувшиеся им деревянные изображения богов. Вот что сделали слуги бога! Древесина, добытая ими, оказалась действительно хорошей, но отзвук этот поступок имел самый печальный.
Многие действия английских моряков стали вызывать раздражение, а затем и открытый гнев жителей Большого острова. В конце концов гавайцам стали надоедать и любовные авантюры членов команд обоих парусников. И хотя жены изменяли им с богами, все-таки это было очень обидно. А те из гавайцев, которые не осуждали бесконечных любовных утех первых европейцев, не понимали, как слуги «живого» бога могли заниматься любовью с простолюдинками. Действительно, моряки были неразборчивы: они давно не видели женщин и совсем не разбирались в социальных порядках полинезийцев.
Белые люди не оправдали тех ожиданий, которые островитяне связывали с их приходом: ведь полинезийцы были убеждены, что возвращение Лоно принесет высокие урожаи на полях и для них наступит «золотой век». Однако произошло невероятное: моряки буквально объедали своих хозяев, правда, по приказу Кука они платили за продукты железом, но это был весьма неэквивалентный обмен.
Сначала гавайцы думали, что Лоуно и его люди пришли на острова, чтобы накормить островитян, но постепенно полностью изменили свое представление о белых чужеземцах. Они решили, что европейцы приплыли к ним потому, что в их заморской стране, великой Британии, царит голод.
Наконец, 12 февраля 1779 года один моряк, по имени Уотмэн, умер, и его похоронили на берегу залива Кеалакекуа. Эта естественная кончина убила у островитян веру в бессмертие белых богов. Поэтому, несмотря на то что правитель Большого острова продолжал оказывать белокурому Лоуно и его людям почтение и проявлял дружеские чувства, все, кто жил у залива Кеалакекуа, облегченно вздохнули, когда Кук объявил, что корабли отремонтированы и он собирается покинуть острова.
Островитяне с удовольствием устроили для капитана и его офицеров «прощальный вечер». И снова (они решили, что это уже в последний раз) гавайцы отдали морякам своих жен и свои продукты. Затем так же радостно, как и 2 месяца (!) назад, когда встречали бога Лоно, островитяне проводили из своего залива светловолосого чужеземца, и вернулись к своим занятиям.
Неудавшееся отплытие домой. Третья встреча
Кроме того, морские ветры не благоприятствовали плаванию.
недели, как оба парусника вновь появились в заливе Кеалакекуа.
Спешу напомнить, что для ремонта мачт корабля моряки варварски рубили деревья (когда сами гавайцы прежде молят о прощении бога леса за убийство каждого из его сыновей для своих нужд!), и совершали еще большее святотатство, выкорчевывая для ремонта деревянные статуи богов прямо из священных хеиау…
Собирались ли гавайцы красть? Не думаю. Скорее — мстить, забирая ценные вещи у «наглых белых».
Каланиоупуу, чтобы захватить его в качестве заложника и доставить на «Резолюшн». Пленного владыку капитан собирался отдать гавайцам лишь после того, как островитянами будет возвращено все украденное.
Ну так что же, аборигены съели Кука?
После того, как 14 февраля 1779 года капитан Кук был убит, англичане стали мстить за смерть своего капитана. Заместитель Кука Клерк потребовал вернуть тела, иначе….Фрегат развернулся пушками в сторону деревни Каавалоа и провел военную операцию (с уничтожением туземных поселений), после которой часть черепа и часть правой руки, а также оружие Кука островитяне вернули новому начальнику экспедиции капитану Клерку. На следующий день, 21 февраля 1779 года, после погребальной молитвы, английские моряки спустили останки Кука в воды залива Кеалакекуа.
Да, гавайцы тогда уже понимали, что Кук — не бог. Но это был сильный и смелый человек с высоким статусом и многими умениями. Ну, и белокурый (как и божественные предки гавайцев, которые кстати индийские арии, как доподлинно сегодня утверждают ученые мира). Так что тело такого человека было разумно использовать для увеличения защиты своей земли)).
Даже в наше время всеобщей автомобилизации добраться до него можно только по воде, арендуя в близлежащем поселке Напоопоо гавайскую лодку.
Итоги визита капитана Кука на Гавайи
- Кук продолжает кормить и нынешних гавайцев
Туристические добытчики возят водой желающих на чем-то похожем на традиционные пироги к стеле. Кормит капитан и телефонные компании на островах его имени в Тихом океане. Минута разговора с тамошним абонентом стоит 27 долларов. И это – по интернет связи! Самый высокий тариф в мире.
- Однако, это место в заливе с труднопроизносимым названием — ныне охраняемая, заповедная зона. Там нельзя ловить рыбу и вообще всякая деятельность человека сильно ограничена. Соответственно рыбы там сейчас много и… место считается одним из лучших на Гаваях для сноркелинга! И там очень красиво под водой, у берега — мелко и много кораллов, чуть отплывешь — уже видишь уходящую в синюю бездну стену из кораллов — точно как в лучших подводных съемках, и всё это в зоне видимости для снорклинга.
Как прочитала в одном блоге: «…попасть в это место сложно: 160 баксов с носа — и плывешь на кораблике. Далее плаваешь там с инструктором минут 45 — и домой. Плюсы — ничего не надо делать самому. Минусы — плавать только в месте, определенном инструктором, шаг влево, шаг вправо — сильно не приветствуется.
Вариант 2 — платишь 120 долларов с носа, тебе дают каяк и гида на вашу группу — и ты плывешь через залив к этому месту. Далее гид помогает высадиться на берег и ты уже с берега сноркаешь. И опять же — жесткие временные рамки. Потом плывешь назад.
Плюсы — в заливе могут встретиться дельфины и даже могут поиграть с твоим каяком. Но цена… Раньше можно было взять каяк напрокат и плыть самому. Однако сейчас постановлением их правительства запрещена любая высадка на берег. Только две компании по прежнему имеют такое разрешение, но они обязаны отправлять организованные экскурсии на каяках, что включает гида. Возможно, что если привез свой каяк на причал — то и поплыть можешь, и высадиться. Но вот кто там проверяет, как закон соблюдается — у нас не было желания выяснять.
Какой же вариант выбрали мы? А мы просто пошли к тому месту пешком. Там есть тропа, где-то около 5 километров. Она идет сверху вниз, оставляешь машину на обочине и идешь вниз. Довольно крутой спуск. Желательны кроссовки (хотя я прошел в шлепках). Тропа идет по старой лаве и местами она довольно-таки неровная. Мы на спуск потратили час пятнадцать. Поскольку пришли мы рано, не было и 8 утра — то были мы там первыми и плавали вдвоем в кристально-чистой воде. Тропа довольно популярна, нам на встречу попалось потом человек так 40.
Фотографии тропы и подводных видов в этом месте можно посмотреть здесь.
- Это, конечно же, сифилис и иные иноземные болезни.
- Изменение окружающей среды.
Капитан Джеймс Кук завез на Гавайи козу (и крыс), вслед за ним Ванкувер привез поголовье крупного рогатого скота и овец. Не имея никаких естественных врагов, эти животные настолько одичали и расплодились, что стали бичом для Гавайев, уничтожая уникальную природу островов.
К сожалению, хотя сегодня ситуация со здоровьем коренных жителей и выправилась, но ввоз «катастрофных» растений и животных, случайно и намеренно, продолжается до сих пор. Так, «бичом» нашего, 21го века, для островов стали… водоросли, завезенные для научных экспериментов из США, и ныне, по окончании исследований, «душащие» коралловые берега и лагуны островов.
Живо и занимательно. Где-то натыкался, что Кук в свои 50 еще и отобрал невесту у одного из местных князьков, что тоже отнюдь не поспособствовало гармонизации отношений, но сейчас не могу установить источник. Имхо, ситуацию с плачевными последствиями для гавайцев контактов с моряками точнее назвать катастрофой этнической, стартовавшей параллельно с экологической. Удач и находок!