Эти трагические полвека отмечены великими переменами и потерями, которые перенесли гавайцы.
- Первая перемена произошла, когда торговые и китобойные суда стали приходить на Гавайи в больших количествах.
- Вторая перемена была политической
- Третьим фактором стал сдвиг хозяйства от натурального обмена к денежным отношениям, которые подрывали самодостаточность быта фамилий и деревень.
- В таких условиях hula существовала как маргинальная культура, воспринимаемая исключительно как «уличное развлечение».
Первая перемена произошла, когда торговые и китобойные суда стали приходить на Гавайи в больших количествах.
Они приносили с собой иноземные болезни, такие как корь, желтуху, оспу, малярию, бубонную чуму, холеру и проказу, которые в самый короткий срок уничтожили почти всех коренных жителей. Год за годом тысячи заразившихся в эпидемиях, для которых не существовало лечения или от которых у гавайцев не было иммунитета.
И для hula этот фактор стал роковым: смерть уносила жизни множества учителей их лучших учеников. Бесчисленные длинные устные истории и танцы были утрачены в итоге полностью, так как исчезли целые поколения тех, кто их знал, но не успел передать дальше.
Кроме того, религиозная, сакральная роль hula стиралась там, где люди массово переходили в христианство, и она ушла в «подполье».

Вторая перемена была политической
– это переход от полуфеодальной системы вождеств к европейской монархии с королем, парламентом и конституцией.
В 1840 г. была создана и принята Гавайская Конституция (полностью списанная с британской), и это событие имело для гавайцев огромные последствия.
Потому что в числе законов был и закон о собственности на землю – и вскоре она почти полностью перешла во владение иностранцев. Коренной гаваец больше не мог получать от земли всё, что ему было нужно для жизни — пищу, одежду, укрытие и лекарства, потому что земли, которую теперь он мог бы называть своей, у него больше не было. В результате произошло дальнейшее уничтожение коренной культуры, включая танцы и все предметы для нее, и события, которые они отмечали.
Третьим фактором стал сдвиг хозяйства от натурального обмена к денежным отношениям, которые подрывали самодостаточность быта фамилий и деревень.
И фермеры стали запускать свои поля ради работы в портах. Гонолулу быстро стал «местом позора»: здесь иностранные моряки, напившись рома, бесконтрольно учиняли массовые беспорядки и насиловали туземных женщин.
Гавайцы, всегда знавшие толк в жизни, работавшие ровно столько, чтобы поддерживать быт, и остальное время наслаждавшиеся радостями жизни и природы, не желали уходить на плантации сахарного тростника и ананасов на тяжелый труд – и в итоге в 1850-х началась массовая иммиграция «работников» из других стран. А они, опять же, приносили с собой новые болезни (в частности, проказу на островах называют еще «китайской болезнью»).
Но не только. Большинство переселенцев было из культур, значительно расходившихся с гавайскими ценностями. Вступая в смешанные браки, китайские и португальские рабочие размывали гавайские ценности в своих потомках. Тогда как, скажем, многие японцы привозили жен со своей родины, возводили свои языковые школы и молились в своих храмах. Из всех групп иммигрантов японцы казались самыми преуспевшими в сохранении своей национальной идентичности в чужих краях. Однако же, сегодня вдоль всех плантаций именно бывшие рабочие-иностранцы составляют изумительное множество новых проповедников всех видов церквей на Гавайях – католической, пресвитерианской, англиканской, мормонской и других. Главное чувство, которое они испытывали к hula – было неприятие и даже злость.
(на верхнем фото статьи: женщина-танцор хула до прихода иностранцев и после прибытия миссионеров)
В таких условиях hula существовала как маргинальная культура, воспринимаемая исключительно как «уличное развлечение».
Возможно, самый большой вред от произошедшего произошел именно в эти 60 лет. Гавайцы стали свидетелями того, как после короля Камехамеха I не прошло и двух полных поколений королей, как его род и династия иссякли. Гавайская монархия стёрлась болезнями и ранними смертями. А с исчезновением королей исчез также почти весь патронаж над традиционными искусствами и науками, и в первую очередь – над hula.

Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»