Традиционные инструменты хула — это музыкальные инструменты и аксессуары, которые издавна сопровождали песнопения (chanting) в хула кахико (древнем стиле). Всего их 9:
- Тыквы-горлянки ipu и ipu heke
- Пары палок Ka’eke’eke, Kala’au и Pu’ili
- Камни ‘Ili’ili
- Барабаны Pahu и puniu
- Педаль Papa Hehi
- и перкуссия ‘Uli’uli
Обычно хула ауана (современный стиль) использует меньше инструментов для самих танцоров — она больше опирается на современные музыкальные инструменты (в т.ч. знаменитую гавайскую гитару укулеле), создающие музыку, тогда как кахико — это именно ритм.
Впрочем, сегодня — время экспериментов, и мы можем видеть уже некоторые перемены. Например, в соответствующих танцах хула ауана может использовать весла каное или рыбацкие сети. Впрочем, это не типично для хула и в данной статье мы рассмотрим только 9 канонических, древних инструментов хула, а именно:
- В каких случаях они применяются;
- Как используется каждый из них во время танца;
- И уникальные строгие требования в отношении к ним.
1. Ipu и ipu heke (тыквы-горлянки)
Ипу — это маленькая бутыль из тыквы, которая используется как барабан. На ней с помощью ладоней и пальцев рук выстукивают ритм танцоры.
Ипу хеке — это больший барабан, сделанный из двух тыкв, соединенных вместе, одну на другой (некоторые из них 45см шириной и 90 — высотой!). На ипу хеке играют чантеры (певцы; см. главу «8 ступеней хула»), причем в верхнюю тыкву, хеке, никогда не бьют — весь ритм извлекается из ее нижней части, в самом широком месте.
Оба инструмента всегда являются личными и используются только их хозяевами. В древности ипу была одним из тех предметов, которые дарились человеку по достижении им зрелости, и который ломался с его смертью, или переходил по наследству членам его семьи.
Потому к ним относятся с величайшей заботой, и даже страхуют, особенно ипу хеке, от слома или трещин. Большие тыквы, с которыми они выступают, певцы хранят как сокровище.
2. Ka’eke’eke
Это бамбуковые трубки. Сегодня почти утрачено искусство игры на них, их почти не используют.
Ka’eke’eke — это бамбук, длиной от одного до нескольких футов, с одним открытым концом, который держат вертикально и которым ударяют по особой циновке:
Различные тона, соответственно, получаются при разной ширине каждой трубки и разном числе танцоров.
Эффект игры на каекееке сами танцоры называют «поющий бамбук»
Как играют на Ka’eke’eke:
3. Kala’au
Это особые «ритмические палки», применяемые главным образом в кахико, и с которыми кажется очень трудно управляться — но это обманчивое впечатление.
Так, Чарльз Кенн, kumu hula и мастер lua (хула воинов, про нее главу см. здесь: «Луа, боевое искусство хула»), говорит, что гавайские воины даже шли на битву с kala’au. И, конечно, представляли в мирное время танцы с ними.
Практически все kala’au- танцоры используют две короткие палки (тогда как, например, на островах Кауаи и Нихау kala’au были из одной короткой и одной длинной палок…
Лучшие kala’au получаются из твердой древесины, вроде kauila. которую конусообразно стачивают с обоих концов — так получается наиболее чистый звук^ чем плотнее дерево, тем чище звук. Кстати, англичане говорили о kauila, что это дерево тупит стальные мечи.
Умение работать запястьями с калаау имеет важнейшее значение как для звучания, так и для грации. сноровки и мягкости исполнения на контрасте с жесткостью самого калаау.
4. ‘Ili’ili
Использование этой гладкой плоской танцующей крупной гальки в обоих стилях хула можно сравнить с кастаньетами.
Танцоры находят их на пляжах или по берегам рек. Терпеливый поиск хорошей пары или-или очень важен. Слишком большие или тонкие камни. или плохо подгоняемые друг другу, не дадут «фирменного» звучания. Чем плотнее камень, тем лучше. Танцоры подбирают их по размеру своих кистей рук и длине пальцев. и потому сложно заимствовать их у кого-то, нужно иметь свои.
Пальцы танцора должны держать или-или так, чтобы они никогда не падали и не теряли чистоту звучания.
Hula ‘ili’ili имеет глубокое значение в хореографии, при этом камни нужно держать на строго определенном уровне по отношению к телу. Звук многих пар или-или. когда они работают в унисон, производит гипнотическое впечатление, а даже одна ошибка — чувство подобное новогоднему фейерверку, который не получился.
Как играют на ‘ili’ili:
5. Pahu Hula
Этот мощный инструмент используется в hula kahiko. И знак отличия школы хула (халау) — иметь собственный pahu. т.к. сделать его обычное требование в списке необходимого, чтобы стать куму хула. Часто паху передаются из поколения в поколение, и также могут быть сломаны со смертью куму хула, их хозяина.
Pahu выдалбливают из куска ствола кокосовой пальмы, традиционно мембрана делается из шкуры акулы, и удерживается она на месте плетеными шнурами. Сегодня, конечно, уже существуют разные вариации материала для мембран и шнуров — в том числе в зависимости от сферы применения паху/
К примеру, храмовые паху весят несколько сто фунтов, их не двигают с места и используют только для созыва людей, но не как инструмент для hula.
Тогда как hula pahu должны быть, наоборот, компактными, буквально 60-90см высотой. Чантер (певец) сидит, играя на нем ладонью и пальцами. Палочки тут не нужны, т.к. поверхность барабана может быть повреждена ими.
Как играют на hula pahu:
6. Papa Heli
Этот инструмент упоминается также как «ножная доска», «педаль» — и это кусок дерева в дюйм толщиной и чуть длиннее ступни танцора. Под ней поперек лежит маленькая деревянная палочка так, чтобы в течение танца педаль поднималась и опускалась.
Некогда papa hehi были присущи только островам Кауаи и Ниихау, и это был очень древний стиль хула кахико, который сегодня можно видеть намного чаще.
Как играют на papa hehi:
7. Pu’ili
Их делают из стволов бамбука около 60см длиной, с вырезанными полосками вдоль длины и «ручкой». Во время ударов резные секции издают очень привлекательный звук.
В традиции, pu’ili использовался правой рукой, оставляя левую для жестов. Современные танцы обоих стилей часто используют их в паре, хотя это более трудно.
Оба стиля могут быть в позе сидя и стоя.
Танцоры с pu’ili также часто танцуют с короткими копьями и элементами рукопашного боя — типичные техники «ближнего боя» боевого стиля hula — lua
8. Puniu
Этот маленький коленный барабан делается из скорлупы кокоса. Часто он также изготавливается на деревянной базе и удары делаются кончиками пальцев или плетью из плетеных волокон/листьев, называемых ka.
В древние времена барабаны Pahu и Puniu были парными, и глубокие тона одного с легкими другого создавали интересную комбинацию.
Сегодня с puniu можно увидеть только танцоров кахико, аккомпанирующих «сидячей» хула. В этом случае чантеры аккомпанируют им на ипу хеке.
9. ‘Uli’uli
Этот инструмент — один из самых зрелищных и ярких, который танцоры всех стилей используют в шоу часто.
Используемые парно, маленькие кокосовые скорлупки или тыквы. заполненные семенами и украшенные диском с перьями — гавайские перкуссии.
В традиции танцор использовал только один улиули в правой руке, в то время как левая делала грациозные жесты и движения.Движения правой и левой рук при этом были различны и визуально, и по ритму — что также трудно, как танец с одной бамбуковой pu’ili.
Кружащиеся цвета и шелест перкуссии, когда танцует группа, создают яркий спектакль.
Сегодня есть танцоры, которые поддерживают «хулу» с двумя улиули, то есть де-факто «без рук», только с движениями ног (ведь руки заняты). В древние времена подобное отношение было немыслимо. Такие танцы провоцируют падение уважения зрителей и к инструменту, и к танцорам, которые так танцуют.
Используя улиули в танце, очень важно соблюдать древние аспекты хореографии.
Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»
Спасибо. Познавательно, и наглядно. Мне пригодилось.