1900-1959 Гавайи в статусе «Территории» под опёкой США

В каком-то смысле в начале 20 века хула как исконное культурное явление и духовная основа жизни гавайцев прошла самую нижнюю, худшую точку своей жизни, и эта ситуация не была исправлена до конца в течение еще многих лет.

В то же время, современные гавайские танцы и музыка бурно менялись и развивались одна форма за другой. Можно даже сказать, что в этом смысле хула не только уцелела, но даже процветала — что не удивительно, ведь во 2-й половине 19 века (во временя правления королевской династии Калакауа) гавайское общество уже показало себя способным меняться, шагать в ногу со временем.

Местные композиторы теперь писали песни на английском и в лирическом, душевном стиле, что привлекало внимание людей до самого Нью-Йорка — и в течение ряда лет современные песни и танцы гавайцев сформировали отношение к себе в США отношение как к национальной причуде и опознавательному признаку «всего гавайского». Почти полностью коммерциализированной, исключительно популярной и прибыльной..

Еще как студент-юрист Йельского Университета, гаваец Sonny Cunha в 1910г. написал «Мауналуа хула» — мелодию, известную как «Boola-boola»:- и она по сей день является гимном национального футбола. Сочинения гавайских композиторов, таких как Джонни Нобл, «гавайский король джаза», и Р.Алекс Андерсон, первыми ласточками зазвучали на знаменитой Tin Pan Аллее, аллее музыкантов и людей искусства, источника самых популярных создателей песен в Америке.
1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
В статусе «Территории» англоязычные статьи продолжали говорить о хула как «отвратительную» и призывали к ее искоренению. Древние корни хула в религии считались бесстыдной ложью

Результатом этого стала волна развлекательных «гавайских» мелодий, написанных ньюйоркскими музыкантами, никогда  не бывшими на Гавайях. На волне этого ажиотажа хула была представлена в бестолково-капризном множестве Бродвейских театров водевиля, причем танцорами были не-гавайцы (то есть самими американцами, не изучавшими хула, а танцевавшими нечто в стиле увиденного на выставке — прим.перев.).
В итоге только совместными усилиями американских композиторов, драматургов и пиарщиков на острова Южных морей установился романтичный взгляд еще задолго да появления на них туризма. Так, одно знаменитое тогда шоу открыто признало гавайскую музыку и танцы красивыми, хотя все его танцоры были белыми женщинами (читай — никогда не были на Гавайях).

Тем временем на самой Территории Гавайи англоязычные публикации продолжали говорить о хуле как отвратительной, с целью окончательно ее искоренить. То, что хула корнями уходит в любовь и отношения с Богом, считалось бесстыдной ложью.

Однако с 1920-х пароходные компании стали совершать регулярные рейсы для желающих посетить острова — и в Гонолулу сразу появилось много работы для гавайских музыкантов и танцоров в новых отелях. Хула и укулеле были теперь всемирно известны, и потребность во всё новых мелодиях была постоянной. Hapa haole hula («наполовину белая», под лирические песни на английском), стали фирменным знаком, визитной карточкой тех мест.
Впрочем, гавайцы танцевали и сочиняли новые песни и для самих себя тоже, и из того периода к нам пришло много песен, ставших классикой — таких как «Lovely Hula Hands» (любящие руки хула):

 В 1930-х Голливуд тоже взял направление на романтизм Южных Морей и стал выпускать фильмы с гавайскими звездами (такими как легендарный пловец и сёрфер Дюк Каханамоку).
Однако сама хула все еще рассматривалось как неприятно-мучительное сексуальное шоу, и описывалось как аляповатое спаривание, один из видов гламурного безделья повсюду в тропиках. Аудитория США любила такую, сильно подешевевшую и совершенно не аутентичную версию. И снова — в «гавайских» шоу в США танцевали исключительно белые женщины, никогда не изучавшие гавайские танцы.

 Итак, американцы привыкли воображать себе Гавайи и гавайцев в некоем романтическом ореоле — как беззаботный мир красоты с полураздетыми смуглыми людьми. Только очень состоятельные люди могли позволить себе купить билет на острова.
И  так было вплоть до начала Второй Мировой войны, когда тысячи молодых солдат были высажены на американских военных базах Гавайев (это была не только знаменитая бухта Пёрл-Харбор рядом с Гонолулу, разбитая японцами в 1941, но и множество «точек» ПВО, топливных хранилищ и авиабаз, в т.ч. даже целый остров Кахоолаве — прим.перев.).
Сперва они, действительно, увидели только «выдуманную» версию жизни на Гавайях — потому что хула и иные гавайские представления были основным элементом развлекательного досуга военных на Гавайях, как и в самой Америке тех лет (в оригинале книги — «как и по всему миру» :)) — прим.перев.).
Но местные певцы и танцоры Гонолулу развивали у публики также и свои собственные представления, несмотря на то что голливудский стереотип всё еще доминировал.

И в 40-х, а затем и в послевоенных 50-х, хула снова пережила очередную трансформацию и стала кое-чем еще: большим бизнесом. Пляж Вайкики (самый известный серфинг-пляж в столице островов, Гонолулу) стал всеобщей целью не  только американских бизнесменов, рванувших скупать земли и строить отели, но и простых людей — отныне путешествия на Гавайи стали им по карману.

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
Популярная хула приобрела элегантность в эру «золотого голоса» Альфреда Апака и «певца-романтика» Чарльза К.Л.Дэвиса
Также, снова расцвела старая гавайская традиция комической хула — благодаря великой характерной танцовщице-актрисе Хило Хатти (Hilo Hattie):

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США

Однако, против всех шансов, древний стиль хула не умер. Начав еще в 1920-х, учителя, глубоко преданные идее возрождения подлинной хула и ее признанию, восполняли новое поколение танцоров, осторожно отбирая себе учеников приватным порядком. От них требовались годы преданности и послушания своему учителю, тяжелая отработка физически сложных в исполнении шагов и телодвижений и знание гавайского языка (который всё еще был под запретом во всех общеобразовательных гавайских школах).
Естественно, обучение древней хула имело место преимущественно в сельской местности и в большом удалении от городов — зато так обучение шло вполне безмятежно в течение целых десятилетий.

В середине 30-х Джордж Моссман открыл Lalani Village на Вайкики, где представил впервые аутентичную, коренную хула зрителям.

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
представление в Lalani Village, фото музея в Гонолулу

Он также продвигал искусство James Kapihe Palea по прозвищу «Kuluwaimaka», одного из знаменитейших исполнителей коренных гавайских песнопений (chanters):

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
альбом James Kapihe Palea

Всё это дало начало росту интереса к «истинной» хуле, которое неуклонно росло и позже вылилось в создание школы хула Ulu Mau Villige и Полинезийского Культурного Центра (Гонолулу).

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
Ulu Mau Villige сегодня доступна для посещения

Так, в течение 1950-х обучение хула и студии хула стали нормальным явлением. Там гавайские и другие местные девочки обучались у стандартного «репетитора» танцам hapa haole (см. выше, стиля хула под английские лирические напевы), зачастую в течение всего одного года и даже меньше, и начинали выступать перед туристами.

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
Самый знаменитый танцор хула времен «Территории»

Некоторые труппы танцоров были хорошо организованы и искусно адаптировали свои выступления к последним новинкам песен. Они оставались вместе в течение многих лет, разрастаясь при этом — и в итоге могли давать представления в широком диапазоне песен и включали юных, пожилых и среднего возраста танцоров.

1900-1959 Гавайи в статусе "Территории" под опёкой США
Несколько стойких и несгибаемых куму хула отказывались позволить хула исчезнуть

Большой массив популярной классики пришел именно из тех лет и остался возлюбленным всеми гостями Гавайев.

Мужчины, однако, после войны почти исчезли со сцены — в первую очередь как танцоры-воины (loa), потому что мальчики и молодые мужчины теперь избегали танцев как женоподобное искусство.
Конец этого десятилетия сопровождался новой волной перемен в искусстве хула, который продолжается по сей день.

глава из книги «Kumu Hula. Roots and Branches»
авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные,
а также фото и видео архива музеев Гонолулу
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта