Хула и Боги гавайцев

hula and hawaiian gods Книга «Kumu Hula. Roots and Branches» на русском языке

Гавайские боги и богини несколько напоминают греческих – своей многочисленностью и связанностью с силами природы. Они также представляют:

  • la (солнце),
  • ‘aina (землю),
  • makani (ветер),
  • ahi (огонь)
  • и wai (воду).
  • И, как везде в Полинезии, главными фигурами Пантеона Богов являются Пеле, Мауи, Кане, Лоно, Каналоа и Ку.

Гавайские боги могут иметь как человеческую, так и животную форму, и даже комбинацию обоих – как у греков есть Минотавр, мужчина-бык, так на Гавайях есть полубог Kamapua’a (мужчина-боров).

Древние боги управляли каждой частью островов и морей, включая растения, скалы и воздух. Во множестве своих форм они включены в занятия людей: они придают силу, раздают награды, шутят, и наказывают тех, кто их оскорбляет. Гавайские боги и богини часто изображаются в форме сверхчеловека, они в равной мере могли как благословлять, так и насылать проклятия на смертных. И много ранних песнопений и танцев посвящались им как дань уважения и почтения.

гавайские танцы хула и боги гавайцев
Уважение к Богам было уважением всей Природы

Как правило, религиозные обряды были четко прописаны, и пение и танец как часть ритуалов далеко не всегда были публичными событиями, собиравшими любопытных — важность сакральности hula и ритуальное почтение вождям пронизывали всё. Простолюдины и вожди всех рангов подчинялись своду kapu (табу), четким правилам жизни и веры общин. Жители деревень могли наслаждаться танцами, когда встречали гостей, отмечали победы в битвах и рождение знатных детей – но также были и те песни и танцы, которые создавались в поддержание чести вождей (honor) и воспеванию их божеств-покровителей и были абсолютно приватными.

До приезда европейцев hula практиковалась повсеместно на всех островах, мужчинами и женщинами (хотя они и танцевали раздельно). Граница между просто «танцами» и поклонением была строгой.

Однако, нежданные перемены ворвались в жизнь коренных жителей с приходом первых американских миссионеров в 1820 году. Старая вера была опрокинута вместе с hula и иными видами священных танцев. Другим значительным фактором, усугубившим дистанцирование от того прошлого, когда уважались гавайские боги, стала потеря регулярной практики.

Cегодня большинство песнопений для hula древнего стиля заканчиваются лишь одной фразой «He inoa no Hi ’iaka I ka poli o Pele » (Во имя Хияки в лоне Пеле), то есть этот танец исполняется есть дань уважения двум сестрам-богиням, живущим в сердцах всех гавайцев.

 глава из книги «Kumu Hula. Roots and Branches».
Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные

Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта