История танца Хула. Часть 2 — Hula Auana, танец непрерывно струящегося тела

История хула

Хула была больше, чем просто ритуальным танцем (продолжение статьи, начало см. здесь).

Это был гавайский способ сохранять «запись» своей истории, культуры и уникальной философии «алоха», философии любви — ведь письменность на островах появилась только в 1820 году!

И не просто сохранять — но и поддерживать ее на Гавайях, передавать своему народу в каждом танце. И так хранить культуру и традиции, хранить Дух Алоха…Но едва христианские миссионеры стали прибывать на Гавайи (что случилось уже на рубеже 18 и 19 веков) и обращать в свою веру «заблудших язычников», и чем больше росло их влияние на островах, тем более открыто и яростно они принялись бороться с «очагами язычества».

Как хула и «всё гавайское» было запрещено

Конечно, без поддержки некоторых влиятельных гавайцев вряд ли это им удалось бы, и особенно помогла «победа», которую одержала одна жена вождя над самой богиней Пеле (реальная история, кстати!).

История танца Хула. Часть 2 - Hula Auana, танец непрерывно струящегося тела
Гавайская богиня огня Пеле

То, что бог Иегова оказался сильнее богини Пеле, буквально развязало воинствующим христианам руки. И с культурой гавайцев, естественной и природной, не знающей европейской морали, произошло то же, что с многими древними культурами — ее просто запретили тотально: уничтожали святилища хеиау, разрубали резные деревянные статуи богов, а вместо невинного и чистого восприятия мира насаждали свод христианских табу.

И, конечно же, начались яростные нападения на танец хула как совершенно безнравственный и сексуальный, и требования носить европейскую одежду вообще (а не ходить топлесс и в мини-юбках из тапы).
Вообще-то, если посмотреть танец в древнем стиле кахико, то ничего особенно «сексуального» в нем нет. По сравнению с таитянскими или арабскими уж точно — там бедра двигаются именно что сексуально, в этом их «фишка». Но гавайское движение бедрами было лишено каких-либо подобных целей, оно лишь успокаивает и создает у зрителя вибрации тихой светлой благости.
Но в то время миссионеры, особенно американские, были пуританами (вспомните «Дикий Запад» и «Золотую лихорадку» -это вот то время как раз, весь 19-й век). А у пуритан любое покачивание бедрами уже было верхом неприличия.
Впрочем, и без этого движения хула была греховна. Во-первых, потому что исполнялась порой с минимальным прикрытием тела, да еще к тому же топлесс. А во-вторых, в ряде танцев они действительно использовали сексуальные жесты — например, призывая размножаться, дабы, отражая атаки захватчиков, сохранить гавайский народ и его независимость (таков, например, танец Kana’i Aupuni — «Танец 4 вождей»).
Увы! Так как у гавайцев не было письменности, а только изустная традиция, к тому же хула преподавалась как духовная практика, которой танцор посвящал всю свою жизнь, занимаясь в специальных закрытых школах халау многие годы — то с запретом на сам танец и на его преподавание учителя (куму хула) буквально «ушли в подполье», а их искусство гасло.

При первом гавайском короле Камехамеха I, впрочем, иностранцев со всеми их желаниями, религиозными и коммерческими, еще удавалось сдерживать: еще недавно верховный вождь Большого острова, он активнейше охранял культурную самобытность, интересы и независимость своей страны. И даже на все важные посты руководства страной старался брать исключительно шаманов (кахун).
(Напомню читателю, что еще с 1200-х годов, с приходом в Гавайи жреца Паао и его религиозных и политических реформ, шаманы буквально «выдавливались» из жизни общества, и в основном 5 столетий укрывались в лесах острова Кауаи, последним влившегося в королевство Гавайи — так вот первый король островов вернул им свободу практики их знаний и открытой жизни).

Но в 1820 году на престол взошел его сын Лиолио, обе жены которого были христианками, да и сам он весьма тяготел ко всему европейскому… Гавайская культура рядом со сверкающими нарядами, оружием и деньгами европейцев казалась ему бесконечно архаичной…
Вот тогда ушли со всех постов и шаманы, вернувшись снова в свои леса, и началось сокрушение всех «пережитков старого».
И вульгарная, отвратительная и греховная хула была тотально запрещена.

Правда, король Kamehameaha III уже вновь настаивал на религиозной свободе, и восстановил право танцевать хула в 1830-х годах, пусть и практически номинально. Невозможно было подавить любовь гавайцев к хула полностью, даже миссионеры это видели — но настояли разве что, чтобы танцоры танцевали в их пуританских  платьях — глухих от шеи до пола и с длинными рукавами:

Хула до и после прихода иностранцев
Женщины-танцоры до появления европейцев и после прибытия миссионеров

Получалось, что хулу танцевать было вроде бы и можно, то трудно, под активное неодобрение и в невозможных нарядах для привыкших к свободе островитян.

Веселый монарх и гавайский ренессанс

История танца Хула. Часть 2 - Hula Auana, танец непрерывно струящегося тела
Король Дэвид Калакауа

И только последний король Гавайев, Дэвид Калакауа, чье правление продолжалось с 1874 по 1891г., смог переломить ситуацию и дать старт возрождению гавайской культуры и, в первую очередь — танца хула.

Вопреки возражениям обращенных в христианство гавайцев и не гавайцев, известные эксперты были собраны в суде и вдохновлены на практику традиционных искусств. Как это стало возможно после стольких лет забвения и королей, целиком подпавших под влияние иностранцев?

Во-первых, свою роль сыграла смена династий — Дэвид Калакауа уже не был прямым наследником Камехамеха I. Он не был воспитан как наследник, и не воспринял пиетет перед иностранцами «с молоком матери».
Во-вторых, поэтому или нет, но он действительно страстно любил гавайские национальные виды развлечений, и в первую очередь — их песни и танцы.

Ну и в-третьих, он проявил поистине королевскую хитрость, пригласив танцоров хула на праздник в честь своей коронации.

Говорят, он и при жизни стал известен как Веселый Монарх — т.к. любил путешествовать среди людей и бывать на разных фестивалях и праздниках. Хула, снова став их частью, часто танцевалась в его честь.
Именно потому знаменитый на весь мир фестиваль хула, ежегодно собирающий фанатов хула по всей земле, назван «Merry Monarh», то есть веселый монарх, — в его честь.

В итоге за время его правления хула не просто была «разрешена» — она вступила в эпоху своего возрождения.
Хула-практики объединили гавайские элементы поэзии, певучий вокал, выступления, танцевальные движения и костюмы, чтобы создать новую форму, хула ku’i ( ku’i означает «соединить старое и новое»).

Правда, и в начале 20-го века по-прежнему молитвы, ритуалы и стиль обучения по-прежнему составляли основу танца Хула — но интерес к более старому песенному сопровождению уже угасал.

Музыкальные и чувствительные на интересные культурные новинки других народов, гавайцы стали перенимать у них все, что им нравилось: лиричные песни под мелодичный аккомпанемент, плавные движения, яркие наряды… Из самих песен mele стал уходить исключительно-религиозный момент, стали появляться песни о любви к природе, серфингу, мужчин и женщин и т.д.
И т.к. 20-й век стал веком все более тесного слияния Гавайев с США, и потоком новых «зрителей», а затем и туристов, и голливудской индустрии — появились тексты не только на гавайском, но и на английском языке.
Так появился новый стиль хула — современная хула, или Hula ‘Auana.
История танца Хула. Часть 2 - Hula Auana, танец непрерывно струящегося тела
Впрочем, танцоры более традиционного стиля хула, хула кахико — по-прежнему танцевали и передавали свои знания, не привлекая к себе всеобщего внимания.

 

автор статьи Елена Шандрикова
по материалам многих источников

 

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта