1. Костюмы для древнего стиля Kahiko
- Мужчины
Сегодня, как и во времена древних традиций, мужчины по-прежнему танцуют босиком и чаще всего одевают malo (особую набедренную одежду-повязку, см.фото).
В особых случаях это будет большой кусок kapa (особой, очень легкой гавайской ткани, сделанной из коры), обернутый вокруг бедер весьма декоративно, создавая некий эффект облака:
Изготовление капы (или тапы) — дело весьма кропотливое, поэтому сегодня, конечно, обычно вместо нее используют хлопок.
Юбки из листьев были прежде, д и сегодня менее часты, но они изготавливаются из настоящих листьев ti, травы pili или резаных листьев lauhala, которые просвечивают и издают щелкающие звуки во время движений танцоров.
До прихода первых европейцев мужские наряды порой составляли одни обвязки вокруг паха, сплетенные из olona. или вовсе ничего :). Последнее, по некоторым источникам, происходило в определенных закрытых храмовых церемониях. когда обнаженность являлась неким знаком, символом во всем представлении. По другим сведениям, воины часто шли на битвы бритоголовыми и с покрытыми маслом kukui телами, чтобы сделать себя менее уязвимыми в рукопашной схватке. И потому многие древние танцы танцевались полу- или полностью обнаженными мужчинами.
Как делают эти юбки на Гавайях, можете посмотреть в этом видео:
Хула может рассказывать длинные эпические истории, в которых перечисляются деяния богов, в которых участвуют сотни танцоров (!). Это весьма заманчиво даже просто вообразить столь масштабное событие, требующее причем особых костюмов для танцоров — хотя, конечно, подобное было так давно, что доказательств попросту не существует.
Говорят, что для танцев, изображавших животных или даже монстров, к костюмам обычным добавлялись особые головные уборы или частичные «звериные» элементы одежды, но и это также только истории :))).
- Женщины
В древние времена женщины также танцевали босыми, и топлесс. Первые западные мореплаватели описывают в своих заметках, что они танцевали в pa’u — юбке из тапы (капы), которая прикрывала нижнюю часть тела.
Сегодня женщины даже кахико танцуют полностью одетыми, также в юбках pa’u. верх традиционно оставляет руки открытыми — это может быть как топ, так и бюстгальтер, чаще из современных тканей, но с украшениями из травы и щелкающих листьев lauhala.
Или юбки просто шьются в несколько слоев, создавая пышный эффект качества ткани капа, и украшаются стилизованно, гавайским геометрическим рисунком (характерным для украшения их предками тканей из капы).
- Татуировки
Этот элемент уже не специфичен для хула, но вполне законно может быть включен в костюм танцора как его часть.
Самой важной функцией древних татуировок было отображать происхождение человека от ‘aumakua — семейных предков-покровителей.
Многие рисунки могли покрывать довольно большие площади кожи, от запястий до лодыжек, через весь торс и даже до половины лица.
Татуировки, используемые разными группами воинов, не мог наносить себе никто кроме них самих.
На соревнованиях и фестивалях хула костюмы являются важной их частью, потому что каждый их элемент — цвет, формы рисунков на ткани и т.д. — часто ассоциируется с теми или иными гавайскими божествами или историческими персонажами, в честь которых танцуется хула. А значит, свобода творчества в костюмах для кахико, была и будет достаточно ограниченной.
2. Костюмы для современного стиля ‘Auana
Сегодня поле для творчества в создании костюмов для этого стиля хула открыто очень широко, и по сути ограничено лишь тем, насколько они хорошо покажут себя «в деле». Также, костюмы для гавайских танцев всегда отражают так или иначе принадлежность танцоров конкретным школам (халау) и личность их руководителя (куму). Ну и, само собой, они должны в точности соответствовать тому, о чем поется в песне, которую они танцуют. Гости островов часто изумляются тому, что более века задокументированной истории Гавайев (письменность у них появилась только в 1820) — весьма популярна и отражена в хула. Стиль ‘Auana, появившись при короле Калакауа в 1870-80х, прошел через ступени трансформации в 1930х, — 40, 60х и 70х — и продолжает свой путь перемен в наши дни. Исторические костюмы каждого из этих времён очень различны, и очень популярно их использование в представлении песен соответствующих «эпох» хула.
- Мужчины
Прекрасный пример мужского костюма ранней ‘auana пришел из эры Калакауа. Немало публики бывает смущено на представлениях, видя как мужчины танцуют хулу в длинных брюках и рубашках с рукавами — но именно так можно было танцевать во времена засилья «законов миссионеров», категорически запрещавших оголять руки и ноги. Брюки могут быть «прикрыты» юбками из травы ti. Стопы босые.
Еще один вариант стандартного дизайна костюма тех лет — это белые рубашка и брюки с красным каммербандом (широкий пояс-кушак) — этот простой привлекательный вариант также носят музыканты.
- Женщины
Чуть позже, когда королеву свергли (начало 20 века) и начался период так называемой «Территории» хула проникла в Голливуд и шоубизнес (где была донельзя примитивизирована и переврана).
Но даже в тех случаях, когда вполне приемлем «Лас-Вегас-стиль» для костюмов, некоторые куму стиля ауана сознательно выбирают самые простые из возможных цвета и дизайн костюмов — потому что хотят сфокусироваться на красоте самого танца, нежели на кричащем эффекте броских костюмов.