История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

Книга «Kumu Hula. Roots and Branches» на русском языке

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней1. Костюмы для древнего стиля Kahiko

  • Мужчины

Сегодня, как и во времена древних традиций, мужчины по-прежнему танцуют босиком и чаще всего одевают malo (особую набедренную одежду-повязку, см.фото).

В особых случаях это будет большой кусок kapa (особой, очень легкой  гавайской ткани, сделанной из коры), обернутый вокруг бедер весьма декоративно, создавая некий эффект облака:

Изготовление капы (или тапы) — дело весьма кропотливое, поэтому сегодня, конечно, обычно вместо нее используют хлопок.

Юбки из листьев были прежде, д и сегодня менее часты, но они изготавливаются из настоящих листьев ti, травы pili или резаных листьев lauhala, которые просвечивают и издают щелкающие звуки во время движений танцоров.

До прихода первых европейцев мужские наряды порой составляли одни обвязки вокруг паха, сплетенные из olona. или вовсе ничего :). Последнее, по некоторым источникам, происходило в определенных закрытых храмовых церемониях. когда обнаженность являлась неким знаком, символом во всем представлении. По другим сведениям, воины часто шли на битвы бритоголовыми и с покрытыми маслом kukui телами, чтобы сделать себя менее уязвимыми в рукопашной схватке. И потому многие древние танцы танцевались полу- или полностью обнаженными мужчинами.

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней
Academy of Hawaiian Arts (Mark Keali’i Ho’omalu) kane dances during the Kahiko portion of the Merrie Monarch Festival competition.

Как делают эти юбки на Гавайях, можете посмотреть в этом видео:

 

Хула может рассказывать длинные эпические истории, в которых перечисляются деяния богов, в которых участвуют сотни танцоров (!). Это весьма заманчиво даже просто вообразить столь масштабное событие, требующее причем особых костюмов для танцоров — хотя, конечно, подобное было так давно, что доказательств попросту не существует.
Говорят, что для танцев, изображавших животных или даже монстров, к костюмам обычным добавлялись особые головные уборы или частичные «звериные» элементы одежды, но и это также только истории :))).

  • Женщины

 

В древние времена женщины также танцевали босыми, и топлесс. Первые западные мореплаватели описывают в своих заметках, что они танцевали в pa’u — юбке из тапы (капы), которая прикрывала нижнюю часть тела.

Сегодня женщины даже кахико танцуют полностью одетыми,  также в юбках pa’u. верх традиционно оставляет руки открытыми — это может быть как топ, так и бюстгальтер, чаще из современных тканей, но с украшениями из травы и щелкающих листьев lauhala.

Или юбки просто шьются в несколько слоев, создавая пышный эффект качества ткани капа, и украшаются стилизованно, гавайским геометрическим рисунком (характерным для украшения их предками тканей из капы).

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней
  • Татуировки

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

Этот элемент уже не специфичен для хула, но вполне законно может быть включен в костюм танцора как его часть.
Самой важной функцией древних татуировок было отображать происхождение человека от ‘aumakua — семейных предков-покровителей.
Многие рисунки могли покрывать довольно большие площади кожи, от запястий до лодыжек, через весь торс и даже до половины лица.
Татуировки, используемые разными группами воинов, не мог наносить себе никто кроме них самих.

И для мужчин, и для женщин современный костюм для kahiko по-прежнему опирается на древние традиции — не важно, будет он при этом сделан из трав или пошит из тканей.
На соревнованиях и фестивалях хула костюмы являются важной их частью, потому что каждый их элемент — цвет, формы рисунков на ткани и т.д. — часто ассоциируется с теми или иными гавайскими божествами или историческими персонажами, в честь которых танцуется хула. А значит, свобода творчества в костюмах для кахико, была и будет достаточно ограниченной.

2. Костюмы для современного стиля ‘Auana

Сегодня поле для творчества в создании костюмов для этого стиля хула открыто очень широко, и по сути ограничено лишь тем, насколько они хорошо покажут себя «в деле». Также, костюмы для гавайских танцев всегда отражают так или иначе принадлежность танцоров конкретным школам (халау) и личность их руководителя (куму). Ну и, само собой, они должны в точности соответствовать тому, о чем поется в песне, которую они танцуют. Гости островов часто изумляются тому, что более века задокументированной истории Гавайев (письменность у них появилась только в 1820) — весьма популярна и отражена в хула. Стиль ‘Auana, появившись при короле Калакауа в 1870-80х, прошел через ступени трансформации в 1930х, — 40, 60х и 70х — и продолжает свой путь перемен в наши дни. Исторические костюмы каждого из этих времён очень различны, и очень популярно их использование в представлении песен соответствующих «эпох» хула.

  • Мужчины 

Прекрасный пример мужского костюма ранней ‘auana пришел из эры Калакауа. Немало публики бывает смущено на представлениях, видя как мужчины танцуют хулу в длинных брюках и рубашках с рукавами — но именно так можно было танцевать во времена засилья «законов миссионеров», категорически запрещавших оголять руки и ноги. Брюки могут быть «прикрыты» юбками из травы ti. Стопы босые.

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

Еще один вариант стандартного дизайна костюма тех лет — это белые рубашка и брюки с красным каммербандом (широкий пояс-кушак) — этот простой привлекательный вариант также носят музыканты.

Отражая композиции хула несколькими декадами лет позже, мужчины одеваются в различную западную одежду, подчеркивая этот этап гавайской истории — появление железных дорог, полиции, разных видов спорта (и их униформы), ковбойское снаряжение (это любимая одежда танцев paniolo), круизных нарядов и даже появившихся тогда шортов для сёрфинга. Шляпы, кепки и множество иных аксессуаров применялись и смотрелись отлично, включая даже такие как рыболовные сети, автомобильные домкраты и лассо.
Ну и мужчин также можно увидеть в медленных, романтических танцах — как соло, так и в группах — одетых в простые рубашку и брюки, смягченную исполнением в гавайском стиле алоха. Независимо от костюма и эпохи танца, мужчины всегда танцуют босыми.
История костюмов танцоров хула от древности до наших дней
  • Женщины
Появление на сцене хула женщины в стиле ‘auana также произошло в правление короля Калакауа, когда европейские стандарты в одежде давлели над Гавайями, и они означали длинные платья с высокими воротниками. Таков был принятый стиль самых первых костюмов хула для женщин на королевском корте (площадке для выступлений).
История костюмов танцоров хула от древности до наших дней
Часто на ногах была обувь на низком каблуке — поразительное исключение из общего правила хула «танцевать босиком».
И сегодня в ‘auana, как в далеком прошлом, можно увидеть группы, танцующие в широкополых шляпах с перьями  танцы времен королевы Лили’уокалани — составляя поразительный контраст танцам с простых костюмах стиля кахико. Такие сложные костюмы очень популярны в исторических танцах хула, хотя они могут быть весьма дорогими (сотни долларов). Есть лишь один резон для столь больших расходов — это соревнования танцоров, ведь hula ‘auana оценивается по тотальному эффекту, включая в том числе как красоту самого танца, так и красоту и соответствие танцу костюмов и аксессуаров.
История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

Чуть позже, когда королеву свергли (начало 20 века) и начался период так называемой «Территории» хула проникла в Голливуд и шоубизнес (где была донельзя примитивизирована и переврана).

Подтрунивая над этим, танцуя танцы того времени, танцоры могут одевать китчевые юбки из целлофана всех цветов радуги. Впечатление дополняют бродвейские мелодии «хула» и бюстгальтеры из кокосовых скорлупок.

История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

Однако этот исторический период имеет большое преимущество — огромный репертуар любовных песен и романтической хула, с утонченным пением в качестве аккомпанемента. В ряде вариаций танцев, солист может скользить по сцене в красном вельветовом платье holoku без бретелек. а вся труппа за ним появляется в одеждах стиля mu’u — украшенных алоха-принтами или напоминающих публику пляжа Вайкики. А их движения рассказывают о красоте лунной ночи, мягком морском бризе и запахе цветов.Как и в ситуации с мужчинами, костюмы танцоров так или иначе отражают личность их куму, ее стиль и представление, и в той же мере — соответствуют тому, о чем поется в меле — а судьи оценивают не только танец, а тотальный эффект от каждого выступления.
Но даже в тех случаях, когда вполне приемлем «Лас-Вегас-стиль» для костюмов, некоторые куму стиля ауана сознательно выбирают самые простые из возможных цвета и дизайн костюмов — потому что хотят  сфокусироваться на красоте самого танца, нежели на кричащем эффекте броских костюмов.
Авторский перевод Е.Шандриковой,
часть иллюстраций оригинальные
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта