На Гавайях сегодня очень много говорят о МЕНЕХУНЕ — странных существах, обладающих невероятными мистическими способностями, которые жили здесь еще до появления первых людей и исчезли, когда людей стало слишком много :)).
- Как менехуне появились на Гавайях
- Магические способности менехуне
- Менехуне , Му и Небесные Люди
- Доказательства связи континента Лемурия и народов Океании (включая Гавайи)
- Лемурия на карте в гавайском музее истории Бишоп
- Лемурия в гавайском эпосе Кумулипо
- А что же тогда менехуне?
- Документы о менехуне
- Постройки менехуне на Гавайях
- Пещеры, мегалиты, пруды и запруды менехуне
- Хеиау менехуне
- Легенды Хеиау Кука-оо
- Самые грандиозные хеиау менехуне на Гавайях
- 3) Ирригационные сооружения
- Так кем были Му и Менехуне, и куда исчезли?
- Менехуне сегодня
Как менехуне появились на Гавайях
Гавайцы говорят, что под тяжелым непроницаемым покровом безбрежных вод Тихого океана спит вечным сном древняя колыбель человечества — таинственный лемурийский континент Му.

Магические способности менехуне
- каменных храмов,
- грандиозных мегалитов,
- величественных оросительных каналов,
- дорог,
- искусственных запруд для разведения рыбы
- и прочих удивительных сооружений.
Причем они всегда успевают закончить строение за одну единственную ночь, если же им помешают или за их работой станут подсматривать — менехуны сразу же забросят свою работу и разбегутся, так навсегда и оставив постройку незавершенной.
- изменять свою внешность,
- запросто могут накормить весь свой народ мясом всего одной креветки,
- умеют перемещаться с одного острова на другой без помощи лодок,
- а их волшебные стрелы, направленные в сердца людей, не убивают, а пробуждают в человеке любовь.
- Кроме того, скрытные и крайне не любящие вторженцев на свои территории карлики могут превратить в камень любого, кто станет следить за ними. Так однажды они пообещали соорудить прекраснейший рыбоводный пруд Алекоко длиной 900 футов на острове Кауаи для королевской четы, но строжайшим образом запретили им подсматривать за собой. И когда король с королевой все же ослушались запрета, менехуны превратили их в двойную каменную колонну, которой и украсили свое новопостроенное детище.
И все же чаще всего озорной и трудолюбивый народец вполне доброжелателен к людям.
Сами гавайцы убеждены, что менехуне никто не может видеть, кроме их собственных детей.
Поэтому многие утесы носят имена тех человечков, которые, согласно легендам, были превращены вождями в камень за любовь к прекрасным гавайкам.
А еще говорят, что дети от браков людей с менехунами сохраняют связь с волшебным народом и могут при необходимости позвать его на помощь. Легенды утверждают, что менехуны были прекрасными скороходами, рыбаками и строителями. Но именно страсть к строительству особенно сблизила их с людьми.
Менехуне , Му и Небесные Люди
Доказательства связи континента Лемурия и народов Океании (включая Гавайи)
Лемурия на карте в гавайском музее истории Бишоп
Я скептически отношусь к остаткам Лемурии в наши дни.
И, говорят, одно из самых убедительных доказательств существования затонувшей прародины обнаружил Марк Уильямс в музее Бернес П. Бишоп в Гонолулу — учреждении, пользующемся высокой репутацией в области полинезийской археологии. Он узнал, что в подземном этаже музея в архивном помещении якобы хранится карта мира, составленная по велению последнего гавайского монарха в конце XIX века. Предполагалось, что в ней есть упоминания о Му. После долгих поисков в пыльных архивах старинный документ нашли и разложили перед Уильямсом. «Это было большое, красочное изображение земной поверхности, — вспоминает он. — Земли были обозначены как «поднимающиеся» или «опускающиеся», между Фиджи и Мадагаскаром находился огромный континент под названием Лемурия! Эта карта с подписью «король Катакала» была датирована 1886 годом».
Похоже, что другие исследователи об этой карте просто не знали…
Лемурия в гавайском эпосе Кумулипо
Эта «Песнь Творения» была разделена на многочисленные куплеты, в первом из которых четко говорится о лемурийском происхождении тихоокеанской цивилизации, — рассказывают мифологи сестры Имель — Богиня солнечного света, «спустилась с небес на землю и стала матерью Му, первых людей».
Самые древние из них — Ку-Му-Хенуа пользовались духовной силой маны для строительства величественных храмов из огромных камней.
Именно от Ку-Му-Хенуа ведут свои родословные все великие вожди Гавайев и высшие жрецы (кахуны). И они же, как говорится в Кумулипо далее, принесли людям умение владеть маной и знания ремесел: «Му-Эу изобрела ткацкий станок, Муму-Ханго показал, как делать лодки и крыши из тростника тотора. На земле Кахики был золотой век процветания и благоденствия«.
Закончился он с появлением знаменитой богини вулканов:
«Из Кахики пришла женщина, Пеле. Узрите извержение на Кахики! Ты подобна вспышке молнии, о Пеле! Ты явила свою мощь, о Пеле! Глаза Пеле горят, небеса дрожат, земля сотрясается вплоть до священных мест. Земля содрогается, небеса закрываются. Море бушует, накатывает на пляжи, поднимается к заселенным местам и постепенно затопляет сушу».
Далее в древний вариант вплетается миф о Ное, и восстановить гавайскую версию невозможно — но, определенно, весьма долго вулканы так или иначе народов Му и менехуне не беспокоили — а потом случилось извержение столь сильное, что случился потоп.
С тех пор запад, откуда пришли древние боги Гавайев кахики, назывался хе-ала-нуи-о-ка-маке, «Великая дорога мертвых». Сама исчезнувшая прародина была снова переименована в Ка-хики-хо-нуакеле, «Божественная родина, исчезнувшая в глубоком синем море».
Но это детали, главное же: народ Му был циклопического роста и передавал людям Небесные знания.
А что же тогда менехуне?
«По местному преданию, Пу’уо Махука Хейау был построен за одну ночь людьми менехуне, которым помогала могущественная мана для воздвижения этой массивной каменной платформы с низкими стенами, площадь которой превышает футбольное поле».

Документы о менехуне
Еще 462 года назад и почти на 200 лет раньше Кука, то есть в середине 1600-х годов, испанский исследователь Энрике Гаэтано, первый европеец, посетивший Гавайские острова, услышал от местных жителей, что они не первые обитатели здешних мест.
Им предшествовали менехуне — темнокожие карлики, скрытные и необщительные. Под натиском переселенцев им пришлось отступить в горы пуукапеле, «холмы Пеле», где менехуне занимались тайными магическими искусствами.Вероятно, слово менехуне сродни «чародеям» (хуне означает «колдовство»). Их также помнили под названием кома’айна которое можно перевести как «дети земли», что указывает на их статус аборигенов на Гавайских островах еще в дополинезийские времена.
Любопытно, что хотя представители академической науки и называли их легендарными существами, в бюллетене № 203 музея Бернеса П. Бишопа на Гавайях сообщается, что «во времена царствования Каумуалии, последнего независимого правителя Кауаи, была проведена перепись населения долины Вайниха, в которой 65 из 2000 человек числились как менехуне. Все они жили в общине под названием Лаау в глубине лесной чащи».

Постройки менехуне на Гавайях
Самое подробное описание менехунов дал гаваец Каиви, чьи деды встречались с ними в лесах сандалового дерева на острове Кауаи. У менехунов было короткое, поросшее волосами тело, плотное, круглое, мускулистое и очень сильное; кожа на лице красного цвета; большие глаза скрывались под густыми бровями. Низкий, покатый лоб покрывали волосы; нос был коротким и толстым. Вид менехунов вызывал страх, хотя они никогда не нападали на людей и были добродушным, веселым народом.

Многие гавайцы в старину слышали голоса человечков, которые «были подобны низкому лаю собаки». Менехуны были так говорливы, что пугали рыб, а однажды, расшумевшись на празднике по поводу успешной постройки плотины, на Кауаи, они спугнули птиц на соседнем острове Оаху! Однако редко кто видел менехунов, ибо они были невидимы для простых смертных: лицезреть их мог только тот, кто поддерживал с ними постоянный контакт.
Менехуны любили шутки, игры и празднества не меньше, чем сами гавайцы. Они были прекрасными скороходами: легенды утверждают, что они могли за день шесть раз обежать кругом весь остров Кауаи (то есть сделать 150 километров за день!). Человечки смело воевали с акулами и другими морскими чудовищами и вообще никого не боялись, кроме сов и собак.
Жили они в хижинах, сделанных из листьев банана или же в потаенных пещерах, а порой ютились в полых бревнах. Еду они не приготовляли на огне, а толкли сырую пищу на камнях. Однако, когда один из гавайских вождей взял в жены девушку из менехунов, он научил ее народ разжигать огонь и готовить на нем пищу.

Пещеры, мегалиты, пруды и запруды менехуне
Причудливые скалы, валуны, глубокие пещеры оригинальной формы, нагромождения камней — все это, согласно легендам, дело рук менехунов.


Легенды говорят, что именно менехуны построили чудесную ладью для полинезийского героя — мореплавателя Раты (на Гавайских островах его имя звучит как Лака) — и перенесли ее из чащи леса к берегу. Строили они и лодки для вождей острова Оаху.

Хеиау менехуне
Вот эти материалы для меня лично — новость, т.к. хеиау — святилища богу войны, именно каменные, стали возводиться никак не раньше 1100 года н.э. — с приходом Паао и его реформами (в т.ч. жертвоприношением пленных врагов). До этого Ку, бог войны, хотя и входил в тройку самых чтимых богов, но святилища ему были как и другим богам, из жердей и настилов. Кстати, невольно приходит на ум и трансформация отношения дверних сланян к богу Перуну)).
На Оаху это в первую очередь:
- самый большой на острове хеиау- Пуу-о-Махуке;
- храм Капу-капу-атеа, сделанный не из камня, а из дерева,
- и храм Кука-Оо — единственный из хеиау, который менехуны выстроили не для людей, а для себя (правда, гавайский вождь Ку около 1700 года изгнал маленьких хозяев оттуда и перестроил храм).
Легенды Хеиау Кука-оо
Согласно легендам, Менехуне построили форт и храм на вершине холма Улумалу. Они были изгнаны из своего форта верховным вождем Куалии во время его правления (где-то в 1700-х годах). Куалии восстановил его после захвата форта. (Культурные исследования)
Этот хейау был центральным элементом вереницы хейау, которая тянулась по всему району Кона. Существование такого важного хейау в устье долины можно рассматривать как указание на раннее значение Маноа.
Поскольку равнина, на которой расположен собственно Гонолулу, имеет тенденцию быть жаркой и сухой средой, известно, что Алии или гавайская королевская семья начала 1800-х годов использовали Маноа как убежище, чтобы уйти от шума и суеты пыльных улиц города. (ДеЛеон)
Другая легенда гласит, что менехуны были изгнаны из своего форта и храма совами, которые стали их злейшими врагами.
Легенды гласят, что волшебный народ, Менехуны, построили храм и форт немного дальше по долине над Пуу-пуэо, в месте под названием Кукао.Некоторые люди говорят, что бог-сова и феи стали врагами и вели ожесточенную войну друг против друга. Наконец бог-сова ударил в барабан клана сов и позвал богов-сов с Кауаи, чтобы они помогли ему.
С помощью сов Кауаи произошла великая битва, и «форт и храм» были захвачены; Менехуны были изгнаны из долины. (Культурные исследования)
«На обширной каменной груде до сих пор стоит обнесенный стеной корпус, известный как хейау Кукаоо, теперь заросший лантаной и ночными цветущими цереусами. Этот… Храм датируется многими сотнями лет. Его возведение приписывается Менехуне … но был восстановлен во время правления Куалии, который вырвал его у них после тяжелой битвы».
«Форт Менехуне находился на скалистом холме Улумалу, на противоположной стороне дороги, чуть выше Кукаоо. До битвы они контролировали всю верхнюю часть Маноа».
«После того, как Куалии получил владение, он сделал его главным храмовым укреплением системы хейаусов, простирающейся от Мауоки, Пуахия Луна и Лало, Кумуохия, Кауалаа, Вайлеле и одного или двух других пунктов между Кауалаа и Кукаоо».
«В системе, которую они контролировали, также было несколько муа — священные пикетированные траншеи, и в целом сцена, должно быть, была сценой деспотизма, управляемого священниками».
«Кука’о’о хейау и холм также связаны, по легенде, с источником Пунахоу, как место, где брат и сестра-близнецы Кауаваахила и Кауакуахин получили временное убежище от преследований жестокой мачехи, как показано в следующем отрывке».
«Дети пошли к вершине долины Маноа, но их прогнали и велели возвращаться в Каалу, но они побежали и спрятались в небольшой пещере на склоне холма Кукаоо, вершину которого венчает храм Менехунов».
«Здесь они жили некоторое время и выращивали грядку картофеля, а их пищей были кузнечики и зелень. Последними были нежные побеги пополо, ахеахеи, пакаи, лаулеле и картофельные лозы, приготовленные путем катания горячих камней среди них в покрытой тыкве».
«Когда картошка была пригодна для еды, брат делал двойное иму, или печь, имея капу, или священную, сторону для своей еды и ноа, или свободную, сторону для своей сестры».
«Маленькая пещера также была разделена на две части: священную и бесплатную для брата и сестры. Пещера с каменной стеной, разделяющей ее на две части, была еще нетронутой несколько лет назад, и двойной иму также можно было увидеть. (Трум)
Хейау упоминается в записях Земельной комиссии как «LCA 3906 К. Неки, Хейау Кукаоо, забор; дом в». «Я, Неки, настоящим заявляю о своих претензиях на земельный забор, маука в Маноа, в хейау Кукаоо на стороне ниже хейау».
«Эти два забора, о которых я вам рассказываю, были из моих макуа — они потратили большой доход на изготовление этих заборов, и я тоже сделал, и они мои в настоящее время — никто другой не имеет на них права. Это мое объяснение вам. Я, с благодарностью. Неки» (Культурные обзоры)
Хейау был отреставрирован и является частью Центра наследия Маноа, некоммерческой организации, миссия которой заключается в содействии бережному отношению к природному и культурному наследию Гавайев. Участок состоит из Kūka’ō’ō Heiau, родного гавайского сада, и Kūali’i, дома в стиле Тюдоров, построенного в 1911 году.
В настоящее время доступны экскурсии по Кукаоо Хэйау и саду под руководством доцентов-добровольцев (7 долларов США за взрослого). Бронирование необходимо с предварительным уведомлением за две недели. Он был создан усилиями Сэма и Мэри Кук.
(Источник)

Самые грандиозные хеиау менехуне на Гавайях
Легенды утверждают, что камни для стен храмов Кауаи крохотным строителям приходилось таскать чуть ли не за 20км из глубины острова. Однако, когда археолог Беннет обследовал руины храмов, оказалось, что они построены из местного материала :)).
Выстроившись цепочкой, 15 000 менехунов передавали камни из рук в руки, доставляя их из местности, находившейся за много километров от стройки. И когда прокричали петухи, хеиау было готово. Его ограждали стены более 6 метров в высоту, в 2,5 метра толщиной. Размеры ограды достигали 90 на 40 метров.
3) Ирригационные сооружения
Недаром они, приняв христианство, именовали заповеди библии «десятью водными законами Моисея»! :)))
Легенды приписывают создание самых знаменитых рвов и запруд все тем же менехунам; с этим строительством связано множество интересных историй.
Так, Ола, гавайский вождь, чтобы помочь своему народу, решил соорудить запруду для орошения плантации таро. Он обратился за помощью к кахуне (гавайское произношение полинезийского «тухунга» — «жрец») по имени Пи, у которого была родня среди менехунов.
— Наложи табу, чтобы никто не смел выходить ночью из дому. Тогда я созову менехунов и они построят каменную запруду на реке Ваимеа. Тогда твой народ всегда будет иметь воду в изобилии, — ответил жрец Пи.
Вождь (ведь он, как и почти везде в Полинезии, одновременно был и верховным жрецом) наложил строгое табу. Люди спрятались в дома. Цыплят засунули в сосуды из тыквы. Собак заставили умолкнуть. Наступила абсолютная тишина. И в этой тишине менехуны принялись за работу, принося камни с утеса. Запруда была сделана как обычно, за одну ночь!
Другая история строительства запруды имеет печальный конец.
Жрец по имени Хулу-Кума-Нуна сказал вождю, что только менехуны могут построить запруду: эту мысль подсказал ему сам бог Кане (полинезийский Тане, бог мудрости и целительства). Были вызваны менехуны — и они быстро справились с работою. Когда запруда была кончена, вождь пошел посмотреть на нее и уснул там. Вода, собравшаяся в пруду, утопила вождя. Видно, так уж решено свыше, — была нужна жертва в ранге вождя, чтобы освятить постройку.
Акведук в долине Ваимеа (на Кауаи), по соседству с деревней Ниумалу, который называют «Ров Менехуне», — замечательное произведение строительного искусства. Это наклонная стена из полированных каменных глыб огромного размера. На вершине ее проложен желоб — по нему с вершины утеса стекала вода на поля, отведенные под таро. «Это единственное в своем роде сооружение, не встречающееся нигде в Полинезии» (слова Те Ранги Хироа), также приписывается легендарным строителям — менехунам.

«Ниумальский ров» они возвел также якобы по просьбе вождя Ола, сумевшего добиться расположения одного из менехуне по имени Пи. Впоследствии Ола, несмотря на то, что Пи был «незнатного» происхождения, все-таки объявил его своим главным колдуном.
камня…
Мне их показали: две одинаковые глыбы лежат на краю рва. Это правитель и
правительница острова: не сдержавшие данное вождю слово, несчастные окаменели,
словно жена Лота. У ног их каменный бассейн, заказанный ими полинезийским
пигмеям, – «Ниумальский ров» – уникальный памятник человеческому
трудолюбию на острове Кауаи.
Кроме запруд для орошения полей, менехуны помогали людям строить и пруды для разведения рыб (а таких прудов было множество — на одном острове Молокаи их насчитывалось свыше сотни!).
Так, для того же вождя Ола они облицевали стены пруда на острове Кауаи. Построившись в два ряда и передавая камни из рук в руки, человечки доставляли строительный материал за пятьдесят километров от места стройки. День настал прежде, чем менехуны кончили работу, — в стене пруда остались две бреши.
Позже, рассказывают гавайцы, уже с началом колонизации, эти бреши были заделаны китайцами и образовался пруд. К чести менехунов, нужно сказать, что из всех своих многочисленных деяний только четыре они оставили незавершенными: кроме запруды на Кауаи и хеиау, о котором мы уже рассказывали выше, они оставили незаконченной запруду на острове Гавайи и не донесли до берега ладью, построенную для вождя Какае.
Так кем были Му и Менехуне, и куда исчезли?
Кем были легендарные строители? С одной стороны, они — типичные персонажи сказок; с другой стороны, в пользу реальности их существования говорят такие «увесистые» доказательства, как многотонные камни «Рва Менехуне» и гавайских хеиау.
Известный исследователь Полинезии историк Те Ранги Хироа выдвинул гипотезу, которая, казалось, окончательно решает «проблему менехунов»:
Народ менехуне прибыл с Таити, но постепенно предки гавайцев оттеснили менехунов на лесистый и труднодоступный остров Кауаи. Затем менехуны «были вынуждены переселиться на бесплодные и скалистые островки Нихоа и Неккер, о чем свидетельствуют их многочисленные террасы, каменные орудия и каменные изваяния.
Стиль террас с приподнятыми площадками и прямыми каменными столбами отражает архитектурное влияние храмов внутренних областей Таити, где эти сооружения также приписываются древнему народу манахуне».
Правда, при раскопках поселений Нихоа и Неккера не было обнаружено скелетов менехунов — но ведь на этих островках очень мало воды и растительности. Очевидно, загнанные в самый «северный тупик» Гавайского архипелага, менехуны «по морским дорогам исчезали неизвестно куда».
Более поздний фольклор гавайцев превратил древний народ в расу карликов и сделал их подобием европейских сказочных гномов и троллей.
Ведь, по словам Хироа, «для полинезийцев характерно превозносить своих непосредственных предков и умалять значение их предшественников по открытию и заселению островов. Менехуны были простыми смертными людьми, полинезийцами, которые имеют полное право на честь считаться первыми мореплавателями, пересекшими просторы до самых Гавайских островов». :)))

Однако далеко не все исследователи Океании согласны с точкой зрения Хироа. Известная исследовательница фольклора Океании Катарина Луомала выпустила монографию «Менехуне Полинезии и другие мифические человечки Океании», в которой утверждает, что менехуне — такой же фольклор, как и эльфы и тролли.
Ведь если верить фольклору, не только му и менехуны жили на Гавайях в древности: кроме них были еще вао, предки му и братья менехунов; демоны еепа, которые помогали людям в строительстве храмов и, особенно, лодок; сверхъестественные существа, именуемые ва; сильные и доблестные карлики хаа-куа; знаменитые бегуны, также крохотного роста, именуемые канака-пили-куа. Неужели их также следует считать реальными людьми, предшественниками гавайцев на архипелаге?
Луомала дает этимологию наименований фольклорных персонажей, считая их олицетворением сил природы. Так, «вао» в буквальном переводе с гавайского языка означает «лес»; «ва» — «крик, шум, гвалт» и т. п. Все эти сонмы человечков, по мысли Луомалы, относятся к бесчисленным демонам, что населяли, согласно древним верованиям, труднопроходимые леса Гавайев. Эти демоны, «атуа», — хорошо известные персонажи мифов и сказок, распространенных по всей Полинезии, да и по всей Океании. И относит к их числу и менехуне, и му.
Однако, мы знаем много случаев, когда вполне реальные люди и народы превращались позднее в сказочных, им приписывались различные чудеса, рост великанов или карликов и т.п.
Логично предположить, что первыми поселенцами на Гавайях были не полинезийцы, а какой-то другой народ. Быть может, это была какая-то очень древняя волна полинезийцев, не «исторических», запечатленных в генеалогиях и давших начало гавайскому языку, а «доисторических», превращенных позднее в карликов-менехунов.
Но возможно, что менехуны, а тем более — му с их плавающим (затонувшим?) островом и «странной речью» — были народами, пришедшими не из Полинезии. Советский исследователь Н. Ф. Жиров в монографии «Атлантида» предположил, что «область подводного Гавайского хребта в не столь далеком прошлом была более крупным участком суши — Гавайидой; быть может, остатки ее погрузились на памяти человека, о чем сохранились предания полинезийцев о прародине, счастливой стране Гаваики, о расположении которой имеются самые разнообразные предположения…».
Гавайи, как вы уже знаете, нельзя отождествлять с легендарной страной Гаваики (и ее остатками во Французской Полинезии, лежащей на западе) — она, конечно же, была много, много больше. Это был материк, а не крошечные 5 островков :). Но гипотеза о Гавайиде заслуживает того, чтобы рассмотреть этот вопрос подробнее, в свете новейших данных океанографии.
И были му — Небесные Люди с Гаваики, таки скорее всего — великаны.
Ну а менехуне, быть может, и по сей день живут на Гавайях — как знать?…
Менехуне сегодня
Сейчас менехуны в большей степени элемент фольклора и приманка для туристов. Их стилизованные изображения можно часто увидеть в гавайских отелях.

Но еще в 1951 году рабочие каменоломни близ Гонолулу, увидев, что кто-то по ночам портит все сделанное днем, были страшно напуганы и обвинили в этом менехунов. Чтобы заставить их продолжить работу, надсмотрщик даже посоветовал им позвать местного гавайского колдуна (кахуна) и узнать, чем были прогневаны маленькие человечки
Казалось бы — смешно. Такие предрассудки в XX веке! Но дыма без огня не бывает! Рождение такого количества легенд и преданий, с поразительными подробностями описывающих внешность и нравы менехунов, должно опираться на определенную реальность. И реальные факты имеются.
Капитан Кук, побывавший на Таити, видел там менехунов и даже упомянул о них в своих записях. Имеются также два кратких сообщения, что последний раз о них слышали примерно в 1700 году, когда другое племя изгнало их из укреплений. Из них можно понять, что менехуны оказывали упорное сопротивление. Перепись опять же, о которой упоминалось в начале статьи. Реальный документ!
Одни утверждали:– Менехуне на Гавайях никогда не жили. Это вымысел праздного ума, сказки.Другие не соглашались с этим мнением:– Конечно, менехуне – это наша древняя история. Их победили племена из первой волны переселенцев алии. Менехуне либо подчинились, либо ушли с островов.Есть здесь и такие, которые убеждены в том, что менехуне живут на островах до сих пор.– Живут до сих пор? – переспрашивал я, – а как они выглядят?Ответ был всегда одинаковым!– Да это же гномы. Как у вас в Европе эльфы или тролли.
Эльфы или тролли – маленькие, уродливые человечки, карлики. Такими представляют себе менехуне нынешние жители архипелага. Как утверждали мои собеседники, менехуне живут в горных пещерах или в примитивных хижинах. Вреда людям они не причиняют, но избегают их.
рассказывает посетителям все, что знает о них из преданий, действие которых зачастую происходит в наши дни.

большого размера.
