Семья Калакауа правила в дни славы hula и гавайской культуры в целом в 19 веке.
Дэвид Калакауа и его родные брат кронпринц Вильям Пит Леле’охоку и сеcтры принцессы Мириам и Лидия (позднее – королева Лили’окалани) – были все музыкантами с ранних лет. Все они стали плодовитыми композиторами.
Этот 20-летний период до сих пор считается высшей точкой расцвета национальной культуры.
Начало царствования короля Калакауа было отмечено столь буйными начинаниями, что просто чудо, что его вспоминают с такой любовью. Его избрание на трон в 1874г., против вдовствующей королевы-регентши Эммы, было произведено законодательной властью. И позже некоторые его решения – например, продажа лицензий на ввоз в страну опиума и другие полисы – были весьма спорными (мягко говоря).
И всё же он и его сестра, ставшие последними королями королевства Гавайи, оба остались в памяти народа как проявившие необычайный ум и музыкальный дар. Оба они были высоко образованы, легко ориентировались в правилах европейского этикета и политических интригах, и много и широко путешествовали.
Но самым известным фактом является то, что эти два правителя спасли гавайские музыку и танцы от забвения.
- 1874-1891гг. Король Дэвид Калакауа, «веселый монарх»
- Он пригласил видных иностранных гостей во дворец (на площадку для разных торжеств), и представил им hula и песнопения (среди его слуг были танцоры).
- Коронация Дэвида Калакауа: «хитрый, как ловец птиц»,или о чем мы танцуем в гавайском танце «He mele no Lilo» (из м/ф « Лило и Стич «)
- 1891-1893гг. Правление королевы Лили’окалани, последней королевы Гавайев
1874-1891гг. Король Дэвид Калакауа, «веселый монарх»
Калакауа взошел на трон как подлинный представитель ренессанса: ученый, композитор, изобретатель, музыкант, лингвист, политик и прекрасный рассказчик.
Кстати, он стал первым в истории мира (!) правителем, совершившим кругосветное путешествие.
В итоге он смог установить самые радушные отношения с:
- президентом США Уиллисом Грантом,
- японским императором Мейджи,
- несколькими коронованными главами Европы
- и с такими великими умами тех лет как Томас Эдисон и Александр Белл.
А резиденция гавайских королей — Дворец Иолани, построенный им, стал первым правительственным зданием в мире, еще прежде Белого Дом в Вашингтоне, в котором имелись телефон, электрический свет и водопровод (вкл. туалет).
Но несмотря на всю свою современность, Калакауа был просто очарован древней гавайской культурой, и преисполнился желания сохранить то, что от нее осталось. Изучая потери последних 50 лет, он видел, что задача эта была очень сложной.
США, Великобритания, Франция, Германия и Япония имели свои взгляды на Гавайи и их стратегическое значение в Тихом океане. Калакауа должен был двигаться очень умело по минному полю политических и коммерческих амбиций всех этих стран. Гавайские и зарубежные враги то и дело готовили его свержение.
==Король Дэвид Калакауа в окружении видных политиков, в т.ч. Чемберлен и др.
И все же ему удалось восстановить Университет гавайских искусств и наук и назвать его в честь Hale Naua II,после первоначального его создания в 11 веке (!) вождем Оаху Haho.
Со всех островов Калакауа привлек сюда ученых, ремесленников, целителей, лингвистов, воинов, учителей, но особенно – танцоров, певцов, композиторов и музыкантов.
А возрождение танца hula стала его заветной мечтой — и как традиционное умение ,и как источник исторических (устных) «данных» для изучения учеными.
Такая решительная поддержка традиционных ценностей была смелым и даже провокационным жестом короля – строгие законы, принятые миссионерами и запрещавшие танцы, целительство и многие другие древние практики, всё еще были в силе.
Престарелые мудрецы kahuna и те, кто жил тайно в удаленных сельских местностях, имели все основания бояться штрафов и арестов, покажи они свои таланты публично. Однако, приглашение в Университет пришло к ним от самого правителя, и возможно, это было впервые в их жизни, когда все они смогли встретиться открыто под его защитой. Дверь в прошлое была открыта.
В предыдущие десятилетия, в домашнем кругу, члены королевской фамилии часто признавали традиционные танцы и песнопения, а музыкальные вечера и вовсе были любимым их развлечением – но Дэвид Калакауа шагнул дальше.
Он пригласил видных иностранных гостей во дворец (на площадку для разных торжеств), и представил им hula и песнопения (среди его слуг были танцоры).
С этого момента hula начала эволюционировать:
- Новые композиции были представлены в европейской одежде, что для женщин значило длинные платья от горла до стоп.
- Эта одежда привела к появлению новых шагов, взятых из минуэта и фламенко – танцев, которые почитал их король.
(До сих дней шаг ku’i можно часто встретить – это любимый многими хлопок рук по бедрам, который помог танцовщицам не запутаться в длинной ткани и не прервать движения танца). Женщины вообще использовали этот период с большой пользой, как для танцоров, так и для танцевальных аксессуаров, и в итоге древнее доминирование танцоров-мужчин в hula было значительно подвинуто.
Вскоре, в 1879г., португальские иммигранты открыли укулеле – гавайскую гитару малышку, которая быстро стала популярна на всех островах и на королевских представлениях. Танцы и музыка заполонили город Гонолулу как никогда прежде.
Там появилось так много новых композиций, что будет вполне справедливо считать то время временем рождения современной hula.
Коронация Дэвида Калакауа: «хитрый, как ловец птиц»,или о чем мы танцуем в гавайском танце «He mele no Lilo» (из м/ф «Лило и Стич«)
В 1883г Дэвид Калакауа решил сделать впечатляющую церемонию коронации в европейском стиле – с мечами, медалями, лентами, коронами, цветами и троном. Он так увлекся, что королева Капиолани напомнила ему, что он все еще король гавайцев и что он должен внести в представление национальный компонент – и этот шаг привел к впечатляющей серии событий.
Кузены королевы, Nahinu Kameha-okalani и Kale-ohano, решили приготовить труппу hula и организовали это со впечатляющим размахом, разослав приглашения лучшим танцорам и собрав тысячи людей. Публичные празднества продолжались в течение нескольких дней, с презентацией подарков, длинными песнопениями, прославляющими королевскую чету, с широким разнообразием танцев hula (без сомнения, именно эти дни так впечатлили гавайцев, что много позже родился фестиваль хула Merry Monarh, то есть Веселый Монарх, который и теперь длится несколько дней, и в нем состязаются лучшие из лучших гавайских коллективов).
- их прошлое и их культура были представлены с гордостью,
- а фотографы снизили напряжение у иноземцев, показав руки и ноги танцоров, закрытые блузами и шароварами – что было сделано, без сомнений, для соблюдения «порядочных» законов.
//Именно эта коронация стала переломным моментом в отношении американцев ко «всему гавайскому», а хула им даже понравилась, и — свой запрет они сняли. Что и вызвало, по сути, расцвет хула с той поры — прим.переводчика
1891-1893гг. Правление королевы Лили’окалани, последней королевы Гавайев
После смерти короля правила его сестра, королева Лили’окалани (Lydia Kamaka’eha Lili’uokalani Dominis).
Она продолжила дело брата. В сердцах народа она осталась более известной как Лили’у. И как брат, она писала песни и поддерживала музыку и танцы. Hula сохранила свою видную роль и на ее королевских представлениях тоже.
Ко времени ее правления гавайская письменность существовала уже несколько десятилетий (с 1820г), но теперь грамотность стала повсеместной и очень высокой, и начался всплеск национальной печати – более 100 газет выходило на гавайском языке по всему королевству, многие из них выходили еженедельно и включали тексты древних песнопений и современных лирических песен.
А сама королева Лили’окалани стала всемирно известной как композитор «Aloha ‘Oe» — гимна Гавайев сегодня и самой популярной песни по всему миру:
Как и у брата, у королевы ее политический ум был столь же силен как и артистический дар – однако, ее политика очень сильно не устраивала ее противников за океаном. В результате она фактически процарствовала лишь 2 года до того, как королевская власть была свергнута американскими бизнесменами в 1893.
И на протяжении следующих лет американское правительство отбросило гавайскую национальную идентичность и культуру к почти полному забвению, а одной из главных жертв их политики стала hula.
Учителя и танцоры, которые был постоянными участниками представлений во дворце короля, жили рядом с Калихи (куда поместили жить свергнутую королеву). Всех их принудительно переселили, а королева жила там как номинальная правительница, почитаемая, но лишенная какой-либо власти.
//Жила в заточении в своем дворце без права выхода за его пределы до конца своей жизни — добавлю я в этот весьма политкорректный абзац((
Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»