1820-1890 Гавайские кахуна в годы королевства Гавайи

Гавайские шаманы Kahuna

Искусство шаманов во времена Камехамехи I

Нельзя сказать, что с подписанием мирного договора (между правителем Кауаи и Камехамехой I) шаманы бросились возвращаться в родные места — ведь многие из них спасались на Кауаи и Ниихау со своими семьями десятки, и даже сотни лет. Жили, обучали детей и тех, кто просился в ученики, лечили тех, кто приходил за помощью. Увы, но к тому времени практически все знания великих мастеров ремесел клана Лоуно, особенно морского дела, судостроения и астрономии — были потеряны и забыты.

Еще с приходом на Гавайи амбициозного жреца Паао и началом завоевания (или объединения) Гавайских земель возведенный им «океанический занавес» полностью лишил людей возможности выходить в море. И он же начал изгонять из общин шаманов бога Кане, чья духовная сила, умение управлять силами природы, целительство и гармоничный дух мешали реализации завоевательных амбиций, т.е. подчинению людей там, где жил хотя бы один такой шаман.

Еще бы! Ведь у них была сила ходить по раскаленной лаве. Сила мгновенно сращивать сломанные кости. Власть исцелять недуги ума, тела и души. Знание секретов управления погодой и иной «магии», которые простые люди воспринимали как «чудеса». И всему этому есть документальные свидетельства западных ученых!

Несомненно, такие силы были ключом к власти — и поэтому случилось то, что случилось.

И даже спустя сотни лет гонений их сил боялись миссионеры, объявляя шаманов в язычестве и магии, и проповедуя, что их знания и силы — это зло. А по сути, лишив гавайцев их защитников, хранителей культуры и всех знаний и духовных лидеров.

Соответственно, постепенно этот клан шаманов перебрался на вечно-дождливый остров Кауаи, самый удаленный от Большого Острова и малообитаемый (собственно, они и составили основную часть шаманов «молящегося острова»).
Но с началом правления Камехамехи даже власть и социальное положение Kahuna (воинственного) клана Ку, включая священников и советников при политиках, зашатались. И, едва король умер и на престол сел его сын Liholiho (Камехамеха II), существование последнего клана шаманов полностью прекратились. Случилось это в 1819 году, когда Королевство Гавайи официально отказалось от своей древней религии под давлением своих главных проамериканских советников и их же христианских миссионеров.
Однажды некоторые из шаманов покинули свои убежища, чтобы участвовать в попытке короля Калакауа (1874-1891) возродить древнее искусство целительства. Но как только влияние политической группировки, известной под названием «Миссионерская группа», возросло настолько, что они добились от короля роспуска Департамента здравоохранения, руководимого кахуна — шаманы безропотно разошлись и снова скрылись в своих убежищах.
В ответ на многолетнее вытеснение гавайской культуры миссионерами и новой американской экономической и политической элитой, шаманы прибегли к той же тактике, что и при владычестве Паао.
Мастера сливаться с окружающим миром, они либо скрывались высоко в горах, либо смешивались с толпой, выдавая себя за обыкновенных людей. Но в любом случае их навыки были тайной для всех, исключая родственников, друзей и тех, кто в них нуждался. Они игнорировали закон, объявлявший преступниками являвшихся или называвших себя кахуна.
Социальная революция 60-х века ХХ-го и вызванные ею ветры перемен, прокатившиеся по 70-м и 80-м, затронули и гавайских кахуна.
К людям возвращалось чувство собственного достоинства, и гавайцы постепенно стали испытывать гордость за свою принадлежность к великому народу, а наиболее смелые принялись возрождать и развивать лучшие традиции их древней культуры. Росла популярность искусства, ремесел, танцев и песен, основанных на старых традициях, и создававшихся новых уникальных стилей.
И как-то незаметно пропал из свода законов запрет на деятельность гавайских кахуна.
По мере роста самоуважения гавайцев росло и влияние кахуна. И хотя давление церкви и государства слабело день ото дня, оказалось, что осталось слишком мало истинных кахуна. Слишком мало учеников было у них в обучении.
Не без влияния церкви, несмотря на охватившую их гордость за наследие своего народа, гавайцы продолжали ассоциировать знания шаманов с черной магией.
Даже те, кто действительно искал знания о целительстве в этой древней традиции, приступали к своим изысканиям, обуреваемые страхом.
Но все равно, их ряды продолжали расти. В наши дни, удивительно, но факт, что древняя гавайская традиция целительства, миротворчества и шаманства продолжает жить благодаря тем, кто ее чуть было не уничтожил — большую часть учеников составляют белые с материка. Если бы не они, малочисленной когорте учителей-шаманов просто было бы некого обучать.

«Один гавайский кахуна сказал мне, что сами гавайцы ни за что не вернутся к учению Хуна, пока достаточное число белых не скажет, что оно хорошо.
Еще один кахуна, посетивший мои занятия, похвалил мои знания и благословил на их распространение, а в конце концов признался, что он испытывает странное чувство, видя, что после стольких лет гонений наши знания могут столь открыто преподноситься окружающим ( и это было не 100 лет назад, а в конце ХХ века!)

В настоящее время существует не больше полудюжины учителей-кахуна, но и те, в основном, работают на материке. Лишь один из них принадлежит к клану Кане, но и тот по странному стечению обстоятельств, как говорят у нас, haole — белый. Это ваш покорный слуга.

Никто из известных мне шаманов не испытывает желания обучать своему искусству. Но, по крайней мере, представители других кланов начинают проявлять активность и пытаются передавать свои знания о целительстве. Признаюсь, я очень надеюсь на своих полинезийских учеников. Между тем мы вошли в век, когда межплеменные различия теряют свое значение.»  — говорит Серж Кахили Кинг.

Гавайское шаманство и заложенный в него дух aloha — Любви открывает нам путь, имеющий огромное значение для всего человечества.
Сейчас все лучшее должно соединиться, и нет лучшего применения искусства шаманов, чем направить его на укрепление мира вокруг и внутри нас самих.Как гласит народная гавайская поговорка:
Не ali’ika la’i, he haku na ke aloha -«Мир правит всеми, миру служит любовь».
Примите же мои слова мира и любви вы, вместе с кем нам предстоит сегодня исцелять мир.
//Елена Шандрикова, по материалам книг
Сержа Кахили Кинга «Городской шаман»
и исторической справки гавайского фольклориста Халеоле//
Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта