Искусство шаманов во времена Камехамехи I
Нельзя сказать, что с подписанием мирного договора (между правителем Кауаи и Камехамехой I) шаманы бросились возвращаться в родные места — ведь многие из них спасались на Кауаи и Ниихау со своими семьями десятки, и даже сотни лет. Жили, обучали детей и тех, кто просился в ученики, лечили тех, кто приходил за помощью. Увы, но к тому времени практически все знания великих мастеров ремесел клана Лоуно, особенно морского дела, судостроения и астрономии — были потеряны и забыты.
Еще с приходом на Гавайи амбициозного жреца Паао и началом завоевания (или объединения) Гавайских земель возведенный им «океанический занавес» полностью лишил людей возможности выходить в море. И он же начал изгонять из общин шаманов бога Кане, чья духовная сила, умение управлять силами природы, целительство и гармоничный дух мешали реализации завоевательных амбиций, т.е. подчинению людей там, где жил хотя бы один такой шаман.
Еще бы! Ведь у них была сила ходить по раскаленной лаве. Сила мгновенно сращивать сломанные кости. Власть исцелять недуги ума, тела и души. Знание секретов управления погодой и иной «магии», которые простые люди воспринимали как «чудеса». И всему этому есть документальные свидетельства западных ученых!
Несомненно, такие силы были ключом к власти — и поэтому случилось то, что случилось.
И даже спустя сотни лет гонений их сил боялись миссионеры, объявляя шаманов в язычестве и магии, и проповедуя, что их знания и силы — это зло. А по сути, лишив гавайцев их защитников, хранителей культуры и всех знаний и духовных лидеров.
В ответ на многолетнее вытеснение гавайской культуры миссионерами и новой американской экономической и политической элитой, шаманы прибегли к той же тактике, что и при владычестве Паао.
Мастера сливаться с окружающим миром, они либо скрывались высоко в горах, либо смешивались с толпой, выдавая себя за обыкновенных людей. Но в любом случае их навыки были тайной для всех, исключая родственников, друзей и тех, кто в них нуждался. Они игнорировали закон, объявлявший преступниками являвшихся или называвших себя кахуна.
К людям возвращалось чувство собственного достоинства, и гавайцы постепенно стали испытывать гордость за свою принадлежность к великому народу, а наиболее смелые принялись возрождать и развивать лучшие традиции их древней культуры. Росла популярность искусства, ремесел, танцев и песен, основанных на старых традициях, и создававшихся новых уникальных стилей.
И как-то незаметно пропал из свода законов запрет на деятельность гавайских кахуна.
Не без влияния церкви, несмотря на охватившую их гордость за наследие своего народа, гавайцы продолжали ассоциировать знания шаманов с черной магией.
Но все равно, их ряды продолжали расти. В наши дни, удивительно, но факт, что древняя гавайская традиция целительства, миротворчества и шаманства продолжает жить благодаря тем, кто ее чуть было не уничтожил — большую часть учеников составляют белые с материка. Если бы не они, малочисленной когорте учителей-шаманов просто было бы некого обучать.
«Один гавайский кахуна сказал мне, что сами гавайцы ни за что не вернутся к учению Хуна, пока достаточное число белых не скажет, что оно хорошо.
Еще один кахуна, посетивший мои занятия, похвалил мои знания и благословил на их распространение, а в конце концов признался, что он испытывает странное чувство, видя, что после стольких лет гонений наши знания могут столь открыто преподноситься окружающим ( и это было не 100 лет назад, а в конце ХХ века!)В настоящее время существует не больше полудюжины учителей-кахуна, но и те, в основном, работают на материке. Лишь один из них принадлежит к клану Кане, но и тот по странному стечению обстоятельств, как говорят у нас, haole — белый. Это ваш покорный слуга.
Никто из известных мне шаманов не испытывает желания обучать своему искусству. Но, по крайней мере, представители других кланов начинают проявлять активность и пытаются передавать свои знания о целительстве. Признаюсь, я очень надеюсь на своих полинезийских учеников. Между тем мы вошли в век, когда межплеменные различия теряют свое значение.» — говорит Серж Кахили Кинг.
Не ali’ika la’i, he haku na ke aloha -«Мир правит всеми, миру служит любовь».
Примите же мои слова мира и любви вы, вместе с кем нам предстоит сегодня исцелять мир.
Сержа Кахили Кинга «Городской шаман»
и исторической справки гавайского фольклориста Халеоле//