Я услышала на Оаху мнение о том, что письменная речь ограничила и сильно упростила гавайскую поэзию и «ненаписанную литературу» – передаваемую в танцах (hula) и перфомансах.
И немало разрушила то, что тут называют kaona (скрытый смысл, который не выражается словами, а передается намеками, интонацией, символами, метафорами — см. в танц.уроках нашей Школы хула онлайн).
Увела внимание людей от такой формы передачи смыслов и переживания новой информации, заменила ее, обескровила.
Мне кажется, во всех духовных традициях есть место Kaona — другому способу или уровню восприятия.
Мне вспоминается, как общается с людьми Бифатима-апа, моя мастер из Казахстана. А именно — создавая ситуации, рисуя картинки, и даже приходя во снах (абсолютно реальный и частый опыт моего личного диалога с нею). Она почти никогда не отвечает на вопросы прямо. Всегда – загадкой или символическим действием. Порой, не сразу понятным.Зачем? Не может сформулировать? Или не хочет?
Я ее понимаю, слышу. А иначе – не донесешь чего-то.. О чем я тут и написать затрудняюсь.
Это или есть в опыте, или нет. Если есть – человек меня поймет. Если нет – объяснять бесполезно.
Я ее понимаю, слышу. А иначе – не донесешь чего-то.. О чем я тут и написать затрудняюсь.
Это или есть в опыте, или нет. Если есть – человек меня поймет. Если нет – объяснять бесполезно.
Наш, европейский способ передавать культурную информацию кажется нам единственно правильным и прогрессивным. Именно мы создали письменность некоторым народам и «цивилизовали» их (по нашему мнению), считая это большим прогрессом для них.
А вот они считают по-другому.
Так же, как не считают совсем для себя подарком нашу идею собственности на землю.
До прихода европейцев у гавайцев не было такого.
Природа считалась сакральной, ею никто не мог владеть.
Оберегалась она тоже совместно.
Так ли уж это дико? А может, это мы — варвары? Поработившие не только землю, но и собственные чувства?
До прихода европейцев у гавайцев не было такого.
Природа считалась сакральной, ею никто не мог владеть.
Оберегалась она тоже совместно.
Так ли уж это дико? А может, это мы — варвары? Поработившие не только землю, но и собственные чувства?
К «говорящему» танцу hula миссионеры относились, ясное дело, враждебно, считая его похотливым и греховным. Целых 70 лет он вообще был под запретом.
А сейчас выдерживает другое давление – рационализации, использования, и профанации.
А сейчас выдерживает другое давление – рационализации, использования, и профанации.
Надеюсь, выдержит. Надеюсь
автор статьи Олеся Бондарева,
сайт «Целительский массаж»