Многие исследователи истории гавайцев, узнав, что эти люди до 18 века не знали гончарного дела, не делали «нормальных» домов, очагов и одежды, не имели железных орудий и т.д., автоматически относили их к первобытным по своему укладу жизни.
И совершали большую ошибку.
Потому что гавайские кахуна еще задолго до 12 века (времени первых документов и артефактов об истории островов) обладали невероятными знаниями не только в целительстве и жречестве (характерном для «шаманов»), но и во многих ремеслах, вплоть до судостроения и астрономии. Знаниями, сопоставимыми со знаниями цивилизации атлантов.
Почему же их быт при этом остался таким примитивным?
Да потому что в таком райском климате, где среднемесячная и даже среднесуточная температура колеблется в пределах 21…26 градусов (!) никаких особых ухищрений и не требовалось. А глины и железной руды на островах просто нет (и до ближайшей суши минимум 1500 километров)…
Зато базальта сколько угодно! А он твердый. И костей крупных рыб. И твердых пород дерева. Так что орудия труда, хоть и не железные, но достаточно твердые, у них были.
Впрочем, довольно предисловий, давайте перейдем уже к быту обычной традиционной гавайской семьи до колонизации их «белыми», то есть — аж до 19 века!
Кажется естественным, что гавайцы, с их знанием океана и всего, что там можно съесть :))), должны были довольно активно включать морепродукты в свой рацион.
Все-таки в гавайском языке есть порядка 600 слов, различающих виды океанических рыб, животных и водорослей, 200 из которых, между прочим, позаимствовали у них белые колонисты, обогатив и свои знания океана, и английский язык.
Однако, это не так. Более 90% рациона древних гавайцев составляла растительная пища — кокосы, бананы, плоды хлебного дерева, но в первую очередь — клубни таро, или кало, как произносят гавайцы. Гавайский вариант «картошки» :)) и… то самое первое растение, которое появилось на Земле ( о чем поется в легенде о Сотворении Мира, и рассказывается в одном из самых священных гавайских танцев «KAMALI’I O KA PO»)
Возможно, потому что сырая рыба и морепродукты были не в ходу, и, похоже, у них не было интереса к вялению и копчению.
Еда готовилась в иму — земляных печах, которые были устроены следующим образом: на дно ямы укладывали топливо, на него — слой особых камней, не растрескивавшихся от жары и долго сохранявших тепло. Когда камни раскалялись, их покрывали травой, на траву укладывали завернутые в листья продукты, укрывали их слоем листьев и засыпали землей.
В таких печах тушили мясо, плоды хлебного дерева, некоторые сорта бананов, корень ти, таро, бататы, ямс.
Пища в земляной печи готовилась долго, особенно таро: чтобы клубни стали съедобными, их требовалось тушить не менее 3-4 часов!
Рыбу предпочитали жарить на угольях, заворачивая в листья, или тушили с небольшим количеством кокосового молока/воды в тыквенных калебасах на раскаленных камнях.
Рыбу также солили и вялили впрок.
Солили свинину, если готовили не всю тушу целиком. Ели также собак (других млекопитающих животных до прихода европейцев на Гавайях не было) и куриц.
Но самой распространенной пищей, заслужившей позднее славу гавайского национального блюда, было пои — заквашенная тестообразная масса. Чтобы ее получить, толкли печеные клубни таро с небольшим количеством жидкости.
Пищу ели холодной, мужчины и женщины питались раздельно.Вот и вся, прямо скажем, нехитрая гавайская еда.
Посудой им служили деревянные блюда и чаши, сосуды из тыквы и скорлупы кокосового ореха. И с посудой был связан один очень любопытный момент.
Символ чаши в гавайском танце хула
В гавайском танце, когда упоминаются традиции народа (которые, говорит хула, важно ценить и беречь), част о используется жест чаши, с которой как бы снимают крышку и подкладывают вниз, под нее, как блюдечко.
О какой гавайской традиции здесь идет речь?
Когда чаша с пои открыта, недопустимы рядом никакие ссоры, споры и препирательства,
и прочие разговоры с элементами торга — это неугодно Hāloa.
Тому самому Hāloa — первому сыну королевы (первой женщины) Хо’эхокукалани, который стал родоначальником всей природы Гавайев и старшим дядей всем нам, людям Земли. Это часть все того же мифа «О сотворении мира».
А к старшим в роду, как известно, все древние традиции относятся с огромным почтением.
И любой серьезный бизнес, любые дела и просто важные семейные вопросы не будут обсуждаться до тех пор, пока чаши с пои не будут покрыты, то есть пока трапеза не будет завершена.
Ke hō’ole mai nei o Hāloa — было предупреждением старейшины тому, кто упомянул бы любую работу или обязательства, когда семья собралась вокруг чаши с пои.
Традиционный дом гавайской семьи
Крупных поселений у гавайцев не было, они жили небольшими хуторами.
Гавайский дом, прямоугольный в плане, строился на платформе (паэпаэ): возводились невысокие каменные стены, и пространство между ними заполнялось трамбованной землей. По углам платформы вкапывали столбы (капио), на равном расстоянии от углов ставили два основных столба (поухана), поддерживавших конек крыши (каухуху). Угловые столбы связывались сверху лагами (лохелау), на конек и лаги крепились стропила (оа), а на них горизонтально — жерди-обрешетины (ахо). Такие же обрешетины скрепляли снизу доверху боковые столбы, придавая жесткость всей конструкции.
В конце работы стены и крышу покрывали связками сухой травы пили или лаухала.
В центре готового жилища ставили священный столб поуоману, под которым закапывалась жертвенная рыба. Спали головой к этому столбу.
Окон в гавайском доме не было. Освещалось жилище через дверной проем и особыми свечами, которые представляли собой нанизанные на лучины маслянистые орехи кукуи. Из тех же орехов отжимали масло для каменных светильников с фитилем из лубяных волокон.
В горных районах для обогрева в доме устраивали очаг (капуахи), но готовить на нем пищу было табу. Земляной пол покрывали слоем гальки, а на нее в несколько слоев укладывали плетеные циновки.
Обычно жилище одной семьи состояло из шести отдельных построек:
1) муа, где питались мужчины,
2) хале-аина, где питались женщины,
3) хале-ноа, где спали все члены семьи,
4) хале-иму — укрытие над земляной печью от непогоды,
5) хале-куку, где изготовляли тапу,
6) и хале-пеа, где находились женщины во время менструации.
Вход в муа для женщин был под запретом: здесь находилось семейное святилище.
Наиболее состоятельные гавайцы возводили специальные святилища-хеиау.
Кроме этих основных зданий в жилой комплекс гавайской семьи часто входили также:
7) хале-хоаха — хранилище урожая
8) и халау — укрытие для каноэ.
Все эти здания, впрочем, различались лишь габаритами, в постройке же были практически идентичны.
Существовали и другие специализированные помещения.
Знахари, например, занимались врачеванием в особом хале-лама, который строился из эбенового дерева (лама) за один световой день (лама; см. фото к статье — это и есть хале-лама. Гавайская деревня. Музей на Мауи)
ОДЕЖДА, ткани, украшения и оружие гавайцев
Благоприятный климат позволял гавайцам обходиться легкой одеждой.
Мужчины обычно ограничивались набедренной повязкой (мало), женщины — юбкой из тапы (пау).
В горах эта одежда дополнялась прямоугольной накидкой кихеи, изготовлявшейся из тапы Эта накидка набрасывалась на одно плечо и завязывалась узлом с противоположной стороны.
При передвижении по острым камням надевали сандалии камаа, которые также делали из тапы или плели из листьев ти.
Сегодня местные жители, работающие в городах и на фермах почти что полностью перешли на одежду из дешевых хлопчатобумажных тканей. Но в деревнях обычным костюмом, как и раньше, нередко служит деревянная одежда.
Отличительной одеждой гавайской знати были плащи ахуула и шлемы махиоле, с большим искусством изготовлявшиеся из птичьих перьев желтого и красного цвета, традиционных цветов аристократии.
«Деревянная» одежда
Полинезийская лубяная материя, тапа (по-гавайски — kapa) изготовлялась из коры некоторых деревьев.
Лучшая тапа получалась из бумажной шелковицы (вауке).
На дереве делали длинный вертикальный надрез, снимали большой кусок коры, тщательно отделяли лыко от грубого наружного слоя коры, вымачивали его в течение нескольких часов и отбивали особой колотушкой на специальной доске.
Получившиеся куски накладывали краями один на другой и продолжали отбивать. Таким образом можно было получить многометровые полотнища.
На готовую тапу обычно наносили орнаментальный рисунок краской, добываемой из корней растений или из ягод. Рисунки на куски тапы наносили при помощи специального штампа, сделанного из листьев папоротника или из дерева. На штампе вырезали рисунок, на него наносили слой краски и отпечатывали на тапе.
Иногда тапу окрашивали другим способом – при помощи натирания. Штампы для натирания в прошлом изготовляли из листьев пандануса. Рисунок на листьях вышивали прожилками из кокосовых листьев. Штамп, наложенный на выпуклый рисунок тапы, протирали подушечкой, смоченной в краске.
Куски тапы, лежавшие на выпуклых частях рисунка, впитывали больше краски и становились темнее остальных. Тапу затем приподнимали, передвигали и рисунок наносили на другую, еще не окрашенную часть, и продолжали таким образом до тех пор, пока весь кусок не был окрашен. Под конец рисунок подправляли и усиливали от руки.
Существовал ещё способ выдавливания рисунка, который наносили на плоскость деревянной колотушки и потом выдавливали на тапе. Выдавленные рисунки при обычном освещении не заметны. Их видно только, если смотреть на свет, как водяные знаки на бумаге.Рисунки, встречающиеся на тапе, выполняются обычно прямыми линиями. Нередко узор воспроизводит линии, похожие на лист какого-либо растения. Старинные рисунки окрашивали только в три цвета – черный, белый и красновато-коричневый.
Кстати, Ю. Ф. Лисянский, командовавший во время первого кругосветного путешествия русских мореплавателей (1803–1806 гг.) кораблем «Надежда» и бывавший в том числе на Гавайях, писал о рисунках на тапе: «Смешение цветов и отличное искусство в рисунке со строжайшим соблюдением соразмерности прославили бы каждого фабриканта этих тканей даже в Европе».
Тапа находила разное применение: из нее делали одежду, коврики, спальные принадлежности типа матрасов и простынь, паруса, занавеси, детские пеленки, воздушных змеев и т. п.
На островах Полинезии женщины только по вечерам носили юбку или передник из тапы, а днем во время работы они надевали юбку из растительного волокна. Такое бережное отношение к одежде из тапы характерно для всей Полинезии и в настоящее время. Это объясняется тем, что деревянную одежду стирать нельзя и ее приходится оберегать от загрязнения.
Другим широко распространенным ремеслом было плетение из тростника, листьев кокосовой пальмы, ти, пандануса и других растительных
волокон. Плелись циновки разного назначения, сети, лески, пояса, накидки, веера и много других предметов повседневного обихода.
Леи, любимое гавайское украшение
Из цветов делались венки, ожерелья и даже длинные гирлянды, спускавшиеся иногда почти до колен.
Самыми распространенными были цветочные леи, и сегодня на Гавайях мы, пожалуй, сможем встретить только их:
но прежде широкой популярностью пользовались и леи из листьев, раковин, семян, птичьих перьев, собачьих и кабаньих клыков, китового зуба.
Оружие древних гавайцев
Хотя гавайцам лук был известен, но во время открытия Гавайев европейцами он использовался лишь для ритуальной охоты на крыс и как детская игрушка. Полагаю, гавайские мужчины с их культом подлинной силы в руках, могли воспринимать его не серьезно, т.к. он никак не может проявить силу мускулов гавайца — а значит, добавить ему «очков» в глазах других мужчин и пользоваться большим успехом у женщин.
Для них лук — это «всего лишь» меткость, никаких «понтов» :)).
Основным оружием гавайцев были разнообразные копья и дротики, а также боевые палицы.
Ну, и просто «кулачный бой». Который, кстати, гавайские мужчины любили не меньше наших русских мужчин еще лет 200 назад. Во всяком случае, в «Сказании о Лаиэ-и-ка-Вай», богине сумерек и радуги гавайского этнографа Халеоле, отводится немалая часть повествования подобным развлечениям и тому удовольствию и готовности, которые проявляли молодые мужчины в том, чтобы «поиграть мускулами» на публике и повысить свой рейтинг.
Одежда из перьев для вождей и жрецов
Она была одним из важнейших атрибутов ранга человека в гавайском обществе.
Плащи и шлемы из красных перьев — символы величия и власти вождей и жрецов, украшения и целые дома, покрытые ими (как у богини Лаиэ-и-ка-Вай, упоминаемой выше) — признаком величия небывалого, божественного.
Для изготовления одежды из птичьих перьев мастер делал сперва основу из нитей, полученных из древесных волокон. Нити скручивали, и из них с помощью иглы приготовлялось подобие сети.
Перья привязывали не скрученными, а тонкими нитями. Обвязывали перо несколькими рядами нитей, а потом этой же нитью прикрепляли к ячейке сети. Привязывали перья очень прочно: их можно было сломать, но вытащить из плаща невозможно.
Поверхность одежды из плотно прикрепленных друг к другу перьев напоминала мягкий и блестящий бархат.
Плащи из перьев были легкими, теплыми и очень красивыми. Цвет их алый или золотисто-желтый. Одежду из перьев умели хорошо украшать: по красному полю располагали жёлтые полумесяцы и треугольники, иногда плащи окаймляли линиями из золотистых, зелёных и чёрных перьев. Длина плаща зависела от ранга его владельца.
Некоторые плащи свисали до земли, другие были короче и доходили только до пояса.
Наряд вождя на гавайских островах дополнялся опахалом из перьев. Рукоятка опахала делалась обычно из костей убитых врагов. Её украшали еще кусочками черепашьего панциря.
Свои плащи и шлемы гавайцы делали из перьев маленьких красногрудых и желтогрудых птичек с серповидным клювом. Для изготовления только одного плаща надо было поймать несколько сот и даже тысяч таких птичек.
Птички жили в горах. Но горные места гавайцы боялись посещать, так как полагали, что в горах обитают злые духи. Только самые смелые гавайцы решались охотиться за птичками. Перья этих птичек были большой ценностью. Они использовались в качестве денег и обменного товара при торговле с европейцами.
Охотники хорошо знали места, где водились драгоценные птички, время года, когда у птиц было наиболее пышное оперение, и, в особенности, повадки птичек. На охоте не пользовались луком и стрелами, чтобы не портить перьев.
Известно было, что птички очень любопытны. Чтобы привлечь их любопытство, охотники прикрепляли к какому-либо дереву, растущему в горах, длинный шест. Верхний конец шеста намазывали клейким веществом, добывавшимся из дерева. Птички обращали внимание на новый предмет, садились на шест, приклеивались к нему и становились добычей охотника.
Одежда из перьев была прочной и служила защитой от стрел, а в какой-то степени даже и от ударов копьями. Вождь, которому удавалось убить или захватить в плен своего противника, брал в виде трофея плащ и шлем побеждённого.
Королевская одежда из перьев была доставлена с Гавайских островов в наш музей в 1810 году директором Российско-американской компании М. М. Булдаковым. Существует предположение, что этот плащ, шлем и накидка были подарены первым королем Гавайских островов Камеамеа I в знак дружбы одному из самых энергичных деятелей Российско-американской компании – А. А. Баранову.
Сейчас плащ, шлем и накидка из перьев, привезенная с Гавайских островов почти что 150 лет тому назад, выставлены для обозрения в Музее антропологии и этнографии имени Петра I, в отделе музея, который знакомит с жизнью и бытом народов Австралии и Океании.
/автор статьи Елена Шандрикова, по материалам
исторического пролога к «Сказанию о Лаиэ-и-ка-Вай» Халеоле/