Каждый учитель однажды начинал как студент. В древности на Гавайях существовало свыше 40 (сорока!) видов Kahuna, экспертов в самых разных сферах жизни, в том числе преподаватели, артисты, ученые, искусные мастера в ремеслах и технике (тех времен), целители и пр.
И хула изначально преподавалась путем визуального повтора и копирования, что требовало индивидуальных уроков с персональным учителем, или Kumu, который требовал строжайшего повиновения. В итоге знания приобретались через годы обучения сперва в качестве ученика haumana, а затем — инструктора (будущего учителя). Чтобы стать Kumu, требовались годы тяжелого труда и полного послушания, лояльности к своему Kumu.
8я, высшая ступень мастерства хула — Kahuna Kumu — присваивалась
группой других Kumu. каждый из которых уже имел высший титул Kahuna в своей области знаний. Для репутации, учитель выдающихся студентов, известных в искусстве и знаниях, может получить титул Hula Master (вне 8 ступеней -прим.перев.) . Это справедливо и сегодня.
И наоборот — иметь танцору свою «генеалогию hula» (учителей, которые учили его самого, а также его учителей; для многих Kumu Hula эта генеалогия перекликается с его собственной, т.к. обычно учителя хула учат с раннего детства и своих детей тоже — прим.перев.) в 21 веке также важно, как и в давние времена.
[Далее автор книги Dr Ishmael W.Stagner для примера приводит свою собственную хула-генеалогию, в которой перечисляются целых 17 Kahuna Kumu Hula (!) — что называется, оцените уровень экспертности его книги :))))) ].
Его пример иллюстрирует главную истину о хула: за каждым уважаемым танцором и его успехом стоит посвященный и мудрый учитель. Но с чего всё начинается? Хула начинается с простого любопытства и желания научиться этому искусству…
- 1. The Curious Onlooker, любопытный зритель
- 2. The Part-Time, Semi-Comitted Student, любопытствующий ученик
- 3. Haumana — целеустремленный, истинный хула студент
- 4. Alaka’i — ассистент учителя, ментор, или Kumu-in-Training
- 5. ‘Olapa — старший танцор и/или солист группы
- 6. Ho’opa’a, старший певец chants
- 7. Kumu Hula — учитель или мастер учитель
- 8. Kahuna Kumu Hula — мастер мастеров, учитель учителей
1. The Curious Onlooker, любопытный зритель
Все начинается, когда однажды некто смотрит выступления хула и хочет попробовать танцевать тоже. Если подражание увиденному танцу (копирование дома, без учителей — прим.перев.) подарит ему наслаждение, он или она может попробовать изучить что-то еще.
Обычно он разыскивают выступления вживую (на Гавайях — прим.перев; за рубежом, конечно, смотрят видео), привлекая членов семьи и друзей, ходят на них и осваивают лишь самые базовые различия между стилями хула кахико и ауана.
Каким бы интенсивным не было любопытство, желание стать именно студентом школы хула и учиться всерьез может прийти спустя годы. Некоторые танцоры, начав учиться, так никогда и не останавливаются. Многие возвращаются к изучению хула спустя годы: когда их «сверстники», отучившись, набрали популярность (на Гавайях), «бросивших» настигает «вторая волна» интереса к хула. С другой стороны, нередка ситуация, когда многие молодые люди, не испытывающие внутренней тяги к практике хула, годами занимаются в халау на уровне студентов-начинающих под давлением родителей (что составляет большую проблему для их учителей, т.юк. таких студентов легко узнать — они занимаются нехотя, «из-под палки»).
Однажды я сам попросил великую Kumu Hula Kau’i Zuttermeister посмотреть мою 8-летнюю дочь. И получил от нее совет подождать, пока у дочки у самой появится желание учиться. Если ребенок занимается «по настоянию родных», прежде чем в нем самом проснется интерес и желание, это может сломать его собственную силу, потенциал. Это был мудрый совет, и я последовал ему.
2. The Part-Time, Semi-Comitted Student, любопытствующий ученик
На этой ступени он или она уже занимается в халау на полном основании, вместе с другими учениками, посещает все занятия и участвует в каждом представлении. Но пока сама хула не станет осознанно-важной, увлекающей, многие ученики имеют и другие интересы и занятия. Это справедливо в равной мере для студентов всех возрастов, от малышей до взрослых. Обязательства и развлечения поглощают наше внимание в самых разных направлениях.
Моя внучка любила занятия у Olana A’i в ее халау. Но также она любила и бейсбол с носком, и занятия пением. В конце концов у нее стало так много разных занятий, что она не могла посвящать чему-либо достаточное количество времени для прогресса и перехода на новые ступени — и она бросила занятия хула. Однако позже, когда она увидела, как танцуют девочки из ее группы, она вернулась к занятиям хула. Но ей пришлось начать с самого начала, и она очень жалела, что когда-то сделала неверный выбор. Я нахожу это удивительным, но Olana A’i (при том, что она — ее тётя!) никогда не влияла на выбор моей внучки между хула и всеми иными ее занятиями, включая свободное время. Единственное, что она требовала от своих учеников — так это жертвовать всем, если они хотят расти в мастерстве и стать хорошим танцором.
3. Haumana — целеустремленный, истинный хула студент
4. Alaka’i — ассистент учителя, ментор, или Kumu-in-Training
5. ‘Olapa — старший танцор и/или солист группы
, или хула капу (сакральная, от слова табу), или хула Pele (богине Пеле), которые имеют ограниченную аудиторию.
6. Ho’opa’a, старший певец chants
Среди многих других достижений гавайской культуры Kumu John Keolamaka’aiana Lake был, возможно, самым прекрасным современным хоопаа. Он выступал, учил, и вдохновил два следующих поколения певчов chants кто сегодня продолжает его труд.
7. Kumu Hula — учитель или мастер учитель
Древний термин kumu изначально означал «источник» или «корни», но сегодня, увы, часто используется кем угодно, кто учит не считаясь с тонкостями традиций, имея лишь самый поверхностный уровень знаний. Тогда как в терминах хула слово kumu автоматически означает того, кто обладает превосходным уровнем знаний и опыта.
До прибытия на острова европейцев мастер kumu имел только нескольких учеников за всю жизнь, причем его ученики сами становились kumu только после смерти своего учителя (!)
Правда, были дополнительные ступени-звания для преподавателей хула. Например, puka — тот, кто занимается набором групп учеников хула, от начинающих до выпускных классов. Uniki — «главный в достижениях танцор»,он также организовывал учебный процесс и годами опекал своих учеников, в то же время являясь сам чьи-то учеником (kumu).
Сегодня танцор, прежде чем начать преподавать, должен пройти обязательное среднее звено алакаи или олапа — и он уже может начинать преподавать . Конечно, он должен быть знающим во многих важных аспектах для этого, и когда один из куму сочтет, что его уровень уже достаточен для начала преподавания, то может ему доверять обучение следующих поколений.
Полный же цикл ступеней мастерства хула почти умер — но смог выжить. Maiki Aiu — один из примеров kumu hula в наши дни. Она защищала возможность учиться хула всем желающим и посвятила свою жизнь воскрешению хула кахико (древней). А также вернула мужчин-танцоров в хула. Среди других яростных борцов за легальность и доступность обучению хула, она входила в первую пятёрку :). Она уделяла внимание обучению хула братьев и сестер и подчеркивала всегда веру в силу ‘ohana (семьи) когда речь идет о танце.
В 1952 году она добилась разрешения старейшин хула на использование гавайского термина halau (школа хула) и первой стала использовать большие классы и использование блокнотов и др.средств для записи вместо прежней опоры на одно устное запоминание на слух. Она учила всех, кто только хотел учиться., не оглядываясь на расу, возраст, и осталась крепкой поддержкой всей гавайской культуры.
Напитывая учеников знаниями с любовью к музыке, она обучала их также петь и играть на инструментах. Эти ее новации вызывали большие дискуссии. В 1973 она выпустила свой первый мастер-класс из 26ти новых kumu hula. утвержденных по традиции другими учителями и наблюдателями. После, за 15 лет, они выпустили уже своих более чем 42 kumu hula и 46 olapa.
Maiki Aiu покинула мир в 1984 в возрасте 59 лет, но другие продолжили то, что она начала.
В 2003 Kumu John Lake, глава штата Гавайи по национальной культуре, провел первую за многие годы uniki — церемонию выпуска из халау для 8 танцоров, 4 kaka’olelo (букв.ораторов) и 3х kumu hula. Каждый учился у него более 10 лет (!). Это событие попало на первые полосы газет Гонолулу как еще одно достижение в возрождении традиционных искусств.
С тех пор традиционная церемония uniki стала популярна во всех халау.
Впрочем, не каждый танцор-ученик непременно покидает однажды своё халау.
Некоторая часть церемонии может быть закрыта для публики, туда допускаются лишь непосредственно ученики, ассистенты и несколько приглашенных экспертов хула. Но остальная часть события, посвященного выпуску, всегда большая и радостная, и ученики могут приглашать на нее многих членов своей семьи, которые бурно апплодируют каждому выступающему.
Разные kumu могут устанавливать разные подготовительные периоды к uniki. от нескольких дней до нескольких месяцев. В это время каждый кандидат показывает свое искусство в танцах и других сферах, таких как гавайский язык, chants, изготовление муз.инструментов, костюмов, украшений. Это обычно закрытая часть процесса. «Продвинутые» халау в это время более малым школам предлагают свою поддержку — в частности, с приготовлением еды на всех и подготовкой здания школы к празднику (li’au), вплоть до изготовления и вывешивания официальных объявлений и плакатов о том, что «новое поколение танцоров закончило свое обучение».
К несчастью, популярность хула в мире сегодня привела к большому числу инструкторов хула, самопровозглашающих себя kumu hula.
Но никто не может просто объявить себя kumu hula или учить, делая из преподавания шоу.
Быть истинной kumu hula — это много больше чем смотреть видео и покупать симпатичные костюмы для выступлений..
В древних Гавайях куму хула пользовались великим уважением за то, что они обучали новых куму хула. Они одни понимали все требования этого звания, в основе которого лежит большое количество разнообразных компетенций: идвижения, язык, история, легенды, ремесла, протокол передачи знаний и традиций, выступления, а также комбинация знаний и смирения. Всё это должно оставаться стандартом и сегодня.
Это большая ценность — заслужить и носить это звание. Великая хула-практик 20-го века «Iolani Luahine рассматривает этот титул как священный и сама никогда не пользовалась им. Вместо этого, она всегда называет себя «hula инструктор».
8. Kahuna Kumu Hula — мастер мастеров, учитель учителей
В наши дни обычно по всему миру существует не более дюжины Kahuna Kumu Hula. И неизменно все они — весьма пожилые практики, часто уже с весьма хрупким здоровьем, но все еще с очень острым разумом. Им оказывается великое уважение каждым человеком на островах, в т.ч. законодателями и артистами, как своими, так и приезжающими из-за рубежа.
В практике hula мы должны «Nana i ke kumu» — смотреть на источник. И оказывать ему глубокое почтение, как звену, передающему знания из глубокой древности сейчас нам. Позиция Kahuna Kumu Hula может быть символично передана через образ великого дерева, в котором они, элитарный класс мастеров хула сеют свои семена год за годом. Они хранят традиции хула живыми в цепи поколений. И мы не можем отплатить им за это ничем большим, чем сказать о них: «Ono ka hua o ke kumu hula maika’i» — «плод самого Бога с чудесного дерева»
.Оригинальное (подлинное, аутентичное) дерево процветает в древнем мире hula kahiko. У него глубокие корни и раскидистые ветви танца хула во всем разнообразии и богатстве форм и сопряженных искусств. И тот, кто предан hula всей своей жизнью, кто сохранил ее в течение века репрессий (18век) — заслуживает от благодарных потомков высшего уважения. Сегодня для нас важно беречь эти «корни» и «ветви» дерева хула живыми в этом, так быстро меняющемся мире.
Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»