Перед вами ключевые понятия и команды, которыми пользуются в халау хула kumu hula (учителя) и их ученики:
1. Ключевые понятия в хула
Oli — ритуальный запрос-пропевание ученика перед входом в класс хула. Если он пропет верно, учитель отвечает «oli» — и тогда ученик может войти, в случае ошибки куму хула отвечает «oli hou» — и ученик повторяет своё оли снова, пока не получит разрешение войти
Pule — молитва (перед началом) или благодарность (в конце) каждой репетиции в школе танца хула или во время разных мероприятий (см. главу 5 данной книги)
Кuahu — алтарь божества-покровителя (акуа) хула в данной школе (чаще всего Лака)
Kinolau — вообще, это формы (животных или растений), которые могут принимать те или иные божества на земле. У каждого бога (акуа) варианты кинолау — свои. В традиции хула каждый ученик должен знать кинолау каждого из покровителей хула, в данном случае растений, которые собираются перед каждой тренировкой и подносятся с молитвами на алтарь куаху.
Makaukau — готовность ученика к занятиям хула. Когда вы макаукау — вы спокойны, сосредоточены и свободны от любых негативных мыслей или энергии. Будучи макаукау, вы готовы принять учения и дары.
Kuleana — ответственность ученика за точность восприятия знаний и техник от куму хула
Kahea — акцент-выкрикивание того, в чью честь танцуется танец (обычно перед началом и в конце танца, в новых версиях может также быть во время танца, в начале каждого куплета)
Kaona -скрытый двойной смысл гавайских песен и хула. Требует большой тонкости от танцора в искусстве его интерпретации и передачи
Kukakuka — душевные беседы куму с учениками. Обязательный и важный элемент занятий в халау.
Ukana — багаж, необходимые предметы для выступлений (личные вещи)
“I ka ʻohi ʻōpala” — «Я иду собирать мусор»; защитная фраза-ответ всем встречным людям ученика хула, когда он идёт в лес собирать растения для создания костюма для выступления или поиска трав для алтаря
‘Uniki — Церемония выпуска новых танцоров. В древние времена включала сакральные ритуалы (посвящения) и поклонение богине танца в храме. Сегодня она стала значительно более светской и включает в себя освоение и демонстрацию танцевальных номеров в разных стилях, умение пропевать ритуальные песнопения (chantings). знание языка, способности смастерить нужные для танцев аксессуары. В некоторых halau полный курс обучения занимает 6 лет (для взрослых танцоров).
2. Основные команды (помимо названий шагов), которыми пользуются куму хула во время тренировок
mele kāhea — чант ученика за разрешением войти в халау
mele komo — разрешительное пропевание-ответ куму хула
Ho’omakaukau? — букв. «Вы готовы?» Учитель обычно произносит перед тем, как начинается танец. Ученики в ответ говорят: «Ae» — да.
‘Akau — направо (поворот или движение)
Ha’ina ‘Ia Mai — повторяющийся (для каждого танца) рефрен, который означает «Это конец моей истории», и обычно завершает песню или ритуальное песнопение.
Hapa-Haole — букв. «полу-иностранный». Термин работал с 1890 по 1960гг, когда песни для гавайской хула писались частично или полностью на английском.
Hana Hou! — букв. «Сделай это снова [также красиво]!», комплимент учителя, который каждый танцор хочет услышать из его уст.
Hema — влево (поворот или движение)
Hula Sassy — современный термин в традиционной шуточной хула, который обозначает требование великого искусства деликатности в отображении строго сексуальных посланий
Huli — поворот или повернуться
I Lalo — в направлении вниз
I Luna — в направлении вверх
I Mua — движение вперед
Lava — конец, закончили, стоп (говорится куму хула в конце танца или движения в разминке)
Ma Hope — движение назад
Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»