Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

Книга «Kumu Hula. Roots and Branches» на русском языке

До сих пор на Гавайях идут неофициальные дебаты, которым уже не мало лет.
В первую очередь — о традиционных стандартах и современных новациях, а главное — о том, что считать «профессионализмом» в практике хула в сегодняшнем мире.

Ведь существует огромная разница между оценкой выступления хула (часто характеризующейся спонтанностью, чувствами) — и соревнований хула, которым как правило предшествуют недели и даже месяцы практики и приготовлений.

От выступлений хула зрители хотят просто насладиться общим эффектом представлений гавайских танцев, включая их костюмы, экспрессию танцев и даже возраст танцоров.

Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

Дети не должны делать ошибки. в том числе сбиваться с ритма, спотыкаться или падать.
А от групп  очень пожилых танцоров частым ожиданием является появление на сцене их kupuna (очень мудрого учителя), который при этом имеет «традиционно» внушительный и забавный вид одновременно.

Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

Купунам никогда не делают замечаний, не поправляют им ошибки — потому что они никогда их не делают!
Все движения и шаги танцев говорят о том, как прекрасны наши родные и любимые, и что весь мир вокруг и всё в мире есть pono — гармония.

Этот вид представлений хула обычно существует исключительно для развлечения зрителей, веселья и приобщения вместе с танцорами к той радости хула, которую она излучает в совей самой полной и лучшей форме.
Однако ценители наивысшего искусства хула всегда ожидают от танцоров высочайших стандартов исполнения техники вне зависимости от того, соревнования это или нет.

Стандарты судейства hula

C другой стороны, соревнования хула могут иметь очень  высокую планку требований и даже быть жесткими.

Некоторые традиционные куму говорят по этому поводу, что «современные конкурсы слишком сильно основаны на стремлении танцоров переиграть друг друга, что создает у участников агрессивное отношение-мотивацию, сверхамбиции» и это «совершенно не по-гавайски».

Другие куму указывают на то, что гавайцам не чужд дух конкуренции, и еще в древние времена у них были многие игры, основанные на соперничестве.

Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

Не прекращаются также и споры вокруг западного подхода к отношения между людьми, акцентированном на деньгах, и традициями щедрости и обмена островитян — и где находится золотая середина в 21м веке.

В силу столь разных мнений появляется всё больше соревнований хула самых разных видов.

Для тех куму, кто является официальными судьями соревнований, малейшее отклонение в костюмах танцоров, технике или исполнению молитвенных речитативов (chants) означает снятие очков. Это особенно справедливо, если выступающих много, а наград мало.
В итоге порой группа танцоров выглядит как команда бурильщиков, работая исключительно сплоченно и в унисон.
В разных соревнованиях могут быть различны критерии оценки выступлений, могут присутствовать разработанные шкалы оценок, но их может и не быть.

Оценка выступлений по фиксированной шкале производится подсчетом баллов по каждому из следующих пунктов с присвоением от 1 до 5 баллов:

1. Представление гавайского языка:

  • стиль речи и произношение,
  • голос и вокальные переходы, интерпретации,
  •  общее впечатление, вызываемые эмоции
  • стиль исполнения chant / музыкальная презентация

2.  Костюмы:

  • выбор материала,
  • дизайн и как костюм «сидит»,
  • наряд чантера (певца)

3. Украшения:

  • традиционность используемых материалов и их соответствие танцу,
  • стильность и мастерство изготовления,
  • суммарная привлекательность их всех в целом и в группе

4. Танец (техника):

  • шаги (чистые движения, ритм),
  • жесты рук (наполненные значением, и при этом выполненные с традиционным балансом и грацией хула),
  • осанка (корректная осанка хула и четкая работа на всех уровнях положения тела)
  • общее впечатление (эмоции/совокупный эффект)

5. Танец (креативность):

  • вход и выход
  • хореография
  • суммарный эффект

Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

 глава из книги «Kumu Hula. Roots and Branches».
Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные

Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта