До сих пор на Гавайях идут неофициальные дебаты, которым уже не мало лет.
В первую очередь — о традиционных стандартах и современных новациях, а главное — о том, что считать «профессионализмом» в практике хула в сегодняшнем мире.
Ведь существует огромная разница между оценкой выступления хула (часто характеризующейся спонтанностью, чувствами) — и соревнований хула, которым как правило предшествуют недели и даже месяцы практики и приготовлений.
Купунам никогда не делают замечаний, не поправляют им ошибки — потому что они никогда их не делают!
Все движения и шаги танцев говорят о том, как прекрасны наши родные и любимые, и что весь мир вокруг и всё в мире есть pono — гармония.
Этот вид представлений хула обычно существует исключительно для развлечения зрителей, веселья и приобщения вместе с танцорами к той радости хула, которую она излучает в совей самой полной и лучшей форме.
Однако ценители наивысшего искусства хула всегда ожидают от танцоров высочайших стандартов исполнения техники вне зависимости от того, соревнования это или нет.
Стандарты судейства hula
C другой стороны, соревнования хула могут иметь очень высокую планку требований и даже быть жесткими.
Некоторые традиционные куму говорят по этому поводу, что «современные конкурсы слишком сильно основаны на стремлении танцоров переиграть друг друга, что создает у участников агрессивное отношение-мотивацию, сверхамбиции» и это «совершенно не по-гавайски».
Другие куму указывают на то, что гавайцам не чужд дух конкуренции, и еще в древние времена у них были многие игры, основанные на соперничестве.
Не прекращаются также и споры вокруг западного подхода к отношения между людьми, акцентированном на деньгах, и традициями щедрости и обмена островитян — и где находится золотая середина в 21м веке.
В силу столь разных мнений появляется всё больше соревнований хула самых разных видов.
Для тех куму, кто является официальными судьями соревнований, малейшее отклонение в костюмах танцоров, технике или исполнению молитвенных речитативов (chants) означает снятие очков. Это особенно справедливо, если выступающих много, а наград мало.
В итоге порой группа танцоров выглядит как команда бурильщиков, работая исключительно сплоченно и в унисон.
В разных соревнованиях могут быть различны критерии оценки выступлений, могут присутствовать разработанные шкалы оценок, но их может и не быть.
Оценка выступлений по фиксированной шкале производится подсчетом баллов по каждому из следующих пунктов с присвоением от 1 до 5 баллов:
1. Представление гавайского языка:
- стиль речи и произношение,
- голос и вокальные переходы, интерпретации,
- общее впечатление, вызываемые эмоции
- стиль исполнения chant / музыкальная презентация
2. Костюмы:
- выбор материала,
- дизайн и как костюм «сидит»,
- наряд чантера (певца)
3. Украшения:
- традиционность используемых материалов и их соответствие танцу,
- стильность и мастерство изготовления,
- суммарная привлекательность их всех в целом и в группе
4. Танец (техника):
- шаги (чистые движения, ритм),
- жесты рук (наполненные значением, и при этом выполненные с традиционным балансом и грацией хула),
- осанка (корректная осанка хула и четкая работа на всех уровнях положения тела)
- общее впечатление (эмоции/совокупный эффект)
5. Танец (креативность):
- вход и выход
- хореография
- суммарный эффект
Вернуться к содержанию книги «Kumu Hula. Roots and Branches»