Моолело, гавайские истории о богах и островах

Гавайские легенды мифы

Легенды и мифы древних цивилизаций часто являются ступеньками к пониманию взаимоотношений между человеком и природой в сознании древних народов. Полезно сначала понять разницу между легендой и мифом. Хотя различия могут быть размыты, в целом легенды часто являются историями о реальных людях и их исторических приключениях, будь то эпические путешествия, завоевания или романтика. Мифы часто передают идеи о том, как возникло или продолжает происходить природное явление, в основном приписываемое богам и богиням. Интересно, что древние полинезийцы смешали эти две формы повествования, включив в них реальных людей, которые достигли богоподобных способностей с подверженностью ошибкам человеческого состояния, создав то, что мы сегодня называем полубогами и богинями. Самым известным и известным из них является полубог Мауи.

Древний Моолело

Моолело, гавайские истории о богах и островахСуществует три региона легенд и мифов Гавайев, которые простираются через огромный Тихий океан в пределах Полинезийского треугольника. Это Гавайи на севере, Новая Зеландия на юге, центральные районы Таитянской группы островов, острова Фиджи, Тонга, Самоа, группа островов Общества и острова Херви завершают огромную территорию, на которой существуют такие же или похожие легенды о Мауи. Рассказанные в основном одинаково с небольшими вариациями в названиях, эти истории показывают, как полинезийцы заселили более 70 миллионов квадратных миль Тихого океана. Древние полинезийские путешественники часто несли с собой фрагменты легенд, которые стали в некотором роде уникальными для земли, на которую они прибыли, но темы и результаты остались прежними: историй о Мауи и Хине насчитывается около двадцати. Легенды и мифы, окружающие полубога Мауи, являются одним из самых прочных звеньев, связывающих разбросанных по всему Тихому океану жителей Тихого океана в одну нацию одной генеалогической расы.

На древних Гавайях термин «каао» относится к вымышленной истории, в которой творчество говорящего играет определенную роль. Моолело часто представляет собой повествование об исторической личности или следует за историческими событиями. Рассказы о богах отличаются манерой повествования. Для таких историй существовало множество протоколов. Например, священные истории рассказываются только днем, и слушатели не должны двигаться перед говорящим. Это было бы крайне неуважительно по отношению к богам. Народные сказки в форме местных легенд или семейных историй также подпадают под рубрику моолело. Это, безусловно, самая популярная форма повествования, сохранившаяся сегодня в гавайской культуре. Они могут показаться фантастическими посетителям, но, тем не менее, они соответствуют гавайскому взгляду на отношения между человеком и природой. Каао может использовать традиционные истории и эпизоды, но они сознательно сочиняются так, чтобы пощекотать воображение, а не информировать слушателя о предполагаемых событиях.

Духовные истоки Гавайев

Чтобы лучше понять легенды о полубоге Мауи, полезно узнать немного о древней системе религиозных верований Гавайев. Древняя гавайская религия известна как анимистическая система верований со многими божествами и духами, происходящими от таитян и других жителей тихоокеанских островов, которые колонизировали Гавайи. Жители островов южной части Тихого океана продолжали колонизировать Гавайи в период между 450 и 1300 годами нашей эры.

Говорят, что первая волна миграции была мирным народом, который верил в то, что было названо «Законом Алоха». Этот закон был основан на взаимном уважении, доброте и сотрудничестве.

Небольшие независимые общины, состоящие из этих самых ранних колонизаторов, развивались в изоляции в течение почти 600 лет. Их анимистическая система верований (от латинского слова anima, означающего дыхание, дух и жизнь) утверждала, что все объекты, места и существа обладают особой духовной сущностью, известной как мана. Это старейший известный тип системы верований в мире, предшествовавший язычеству. Считается, что все вещи – животные, растения, камни, реки, погодные системы, творения рук и даже слова – обладают энергией, которая одушевлена и жива.

Древние песнопения показывают, что около 1250 г. н.э. воин-священник по имени Паао прибыл на Гавайи с Таити. После нескольких месяцев путешествия по Гавайским островам он вернулся на Таити с мыслью о том, что гавайцы слабы и не имеют религиозных убеждений. Вскоре он вернулся, прихватив с собой армию захватчиков, которая завоевала острова и установила систему правления капу (табу).

Система правления Капу

СМС

Капу относится к системе табу, предназначенных для отделения духовно чистых от потенциально нечистых. Эта система капу была жестокой в своем воинственном правлении, вводя богов, нуждающихся в почти ежедневных жертвоприношениях. Пришедший к власти правящий класс На Алии считался детьми богов. Они требовали повиновения в форме протоколов, ограничений и ритуалов, которые могли включать человеческие жертвоприношения. Наказание за нарушение капу могло включать смертную казнь, хотя, если человеку удавалось сбежать в пуухонуа, город-убежище, его можно было спасти. Правящий класс (али’и) также, по-видимому, принял идею Алохи, и многие легенды говорят о добрых Али’и, которые обеспечивали и защищали свой народ, став очень любимыми.

Ограничения капу включали в себя:

  • Ограничения на посадку, сбор и приготовление пищи
  • Запрет на созерцание, прикосновение или нахождение в непосредственной близости от вождей и лиц, обладающих известной духовной силой.
  • Ограничения на чрезмерный вылов рыбы
  • Во время войны первые два убитых человека приносились в жертву богам.

Многие капу ассоциировались с тем, чтобы держать женщин отдельно от мужчин (ограничение, известное как «айкапу»), например:

  • Разделение мужчин и женщин во время еды
  • Использование различных печей для приготовления пищи мужского и женского пола
  • Разные места питания для мужчин и женщин
  • Женщинам было запрещено есть свинину, кокос, банан и некоторые красные продукты из-за их мужской символики.
  • Женщины, отделенные от общины во время менструации

По неизвестным причинам миграции с южных островов прекратились около 1300 г. н.э. Некоторые считают, что это могло произойти из-за потери островов на пути к Гавайям, в то время как другие предполагают, что, возможно, для путешествия на Гавайи было поставлено капу. В любом случае, гавайское общество продолжало расширяться в течение следующих 400+ лет, пока его не обнаружил капитан Кук в 1778 году. К тому времени общая численность населения Гавайев оценивалась примерно в 1 миллион человек.

Источник

Добавить комментарий

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта