(там, где двигаются руки , за ними пусть следуют и глаза)
Правило в хула.
Знаете ли вы, что издревле к хула приобщали малышей еще до того, как они начинали ходить?
Знакомы ли вам такие важные понятия для ученика хула, как куаху и кинолау?
В курсе ли вы, что строго говоря стилей хула гораздо больше чем два самых популярных?
И что неверно, говоря "халау", подразумевать школу хула...
Каждый, кто хоть немного коснулся хула, знает, что это больше чем танец. Хула - это танцевальная форма всей гавайской культуры. Её сопровождает mele, гавайская песня или речетатив (чант). У каждого меле есть история, и хула помогает её рассказать. Таким образом, хула - это физическое выражение наших мыслей, чувств и переживаний.
Хула помогает нам чтить и сохранять в веках наши гавайские способы бытия.
Богини хулы
Мы не можем говорить о хула, не говоря о местах, которыми она вдохновлялась - такими как Пуна (Бол.Гавайи). Там Хияка (сетра Пеле) воспевала танцевальные хала-рощи, где "сама Пуна танцует на ветру". Танец о том как друзья Пеле и Хияки танцевали здесь, что стало одним из самых ранних упоминаний о хуле. Сегодня по-прежнему звучит это песнопение Хияки:
Пуна танцует на ветру
Хала-роща танца Kea'au
Танец Hōpoe в Hā'ena -
Женщина танцует
Ее бедра, вращающиеся у моря Нанахуки,
Танцуют с весельем
У моря Нанахуки,
Пуна, громыхающего моря.
Звук моря поражает здесь ухо
Повсюду цветы лехуа
Посмотри в сторону моря на Hōpoe,
на Женщину, чьи бедра вращаются у моря
Одна из первых - и, возможно, первая школа для обучения хула была создана Капо в Кане, Молокаи.
И кстати, сам Калани'пуу в 80 лет все еще танцевал!
Но хотя «Hālau hula» - это школы хула, само слово «халау» буквально относится к длинному дому или дому собрания. Например, каноэ хранится в hālau wa'a.
Халау хула - это больше чем "школы танцев" в западном понимании.
Ученики хула должны знать намного больше, чем просто технику танца и сами танцы.
Изучение и пропевание «ōlеlo Hawai'i» (на гавайском языке) - отличная основа для понимания меле.
Знание истории Гавайев также очень важно.
И в традиции также изучение создания костюмов и украшений для выступлений, всех вариантов исполнения (из цветов, орехов кукуи и тд), и создание их учениками для самих себя каждым и каждый раз.
Халау также может выступать в качестве места для выступлений: выступления оживляют наши истории, сохраняют их в сердцах гавайского народа. Иногда эти истории живут только через меле хула и нигде больше. Таким образом, hālau hula помогает увековечить наши традиции.
Что касается mele для танцев, то есть mele для описания самых различных ситуаций и выражения всевозможных чувств - и Хула придает дополнительную глубину всем им.
Кроме того, студентам нельзя делиться своей едой с кем-либо, кроме членов их халау.
Нельзя разговаривать с куму (можно только слушать).
Нельзя критиковать путь других халау....
Следуя за капу, танцоры будут благословлены богами хула, сохраняя знания в чистоте и совершенствуясь в хула.
Самым священным местом в халау было место, где стоял kuahu, или алтарь. Куаху посвящается Лаке и другим акуа (богам) хула, и на нем помещаются их кинолау (особые подношения).
Если капу не были нарушены, и тренировка хула прошла хорошо, кинолау на куаху оставались зелеными и свежими - maile, ʻieʻie, halapepe, ʻōhiʻa lehua, and palapalai не увядали.
Присутствие akua на kuahu будет вдохновлять и благословлять танцоров.
Сегодня некоторые халау следуют традиционным капу. Другие халау сочетают традиционные учения с их собственными правилами. Молитвы и даже движения рук и ног не все одинаковы среди разных халау. Поэтому важно помнить:
“ ʻAʻohe pau ka ʻike i ka hālau hoʻokahi ”- не все знания изучаются в одной школе.
Вот некоторые из kinolau некоторых из akua hula, которые традиционно помещают на kuahu:

Другие акуи области и «хамакуа» людей в халау также могут молиться и просить приходить и вдохновлять.
Слово kahiko означает старое, поэтому хула кахико относится к древней хуле.
Слово 'auana означает блуждать, и хула 'auana -это современная хула, в которой танец "блуждает по традиции".
Но существуют и другие стили хула, например:
- hula pahu (священный танец, исполненный с паху, или барабан),
- ʻai haʻa (высокоэнергетический танец с низкой позицией)
- hula ʻālaʻapapa (самый старый стиль воспевания Меле, исключительно в рамках древних традиций)...
//и это не всё! Точно знаю, что есть особый стиль шуточной хула, например.../
Если ученики хула находятся в пути, чтобы выбрать папоротники или цветы, и вы спросите их, что они делают, они могут просто сказать: “I ka ʻohi ʻōpala” (иду собирать мусор).
Такая форма ответа, вероятно, появилась как средство избежать неудачного исхода (например, не находить подходящие растения или попасть в непогоду).
Эта традиция похожа на практику гавайских рыбаков, которые говорят, что они собираются «holoholo», а не рыбачить (hukilau).
Прежде, чем ученик хула войдет в лес Лаки, поётся молитва mele kāhea для разрешения войти. Ответом служат знаки природы, указывающие на принятие или отрицание запроса.
Подобное пение используется, чтобы просить разрешения войти в халау-хула, которое также считается священным местом. Если запрос будет одобрен, куму ответит mele komo (пропеванием разрешительной фразы). Любопытно, что в некоторых халау эти два меле используются наоборот (меняются местами).
Если разрешение не предоставляется немедленно, ученик повторяет свое меле до получения разрешения.
Вход в священное пространство требует быть "макаукау", или готовым.
О чем куму хула спрашивает группу перед началом каждой тренировки, пропевая:
- Ho'omakaukau?
И ученики хором должны ответить "Ае" - да.
Когда вы макаукау - вы спокойны, сосредоточены и свободны от любых негативных мыслей или энергии. Будучи макаукау, вы готовы принять учения и дары.
С учениями и подарками приходит ответственность, или кулеана.
Все это непременные части обучения в халау хула.
Некоторые танцоры-хула зарабатывали на жизнь, переходя от места к месту и выступая для зрителей (самый известный из них - клан ариори, танцоров-миротворцев).
Празднования и другие события могут потребовать исполнения хула. Самый большой случай для хула был при рождении высокого вождя. Смерть верховного вождя также станет поводом для хула, в котором будут исполняться песни и танцы, написанные для этого ali'i.
Также, в некоторых общинах было принято танцевать хулу в честь особых гостей.
Хула рассматривалась как языческая практика в глазах протестантских миссионеров.
Когда королева Каахуману обратилась в христианство, она провозгласила в 1830 году вместе с законом, поощряющим ее народ следовать Слову Божьему, запрет на хула в общественных местах. Письма в местные газеты осуждали практику хула.
В 1851 году был принят закон, требующий лицензии на публичное выступление. А несколько лет спустя лицензия, которая стоила 10 долларов за каждое исполнение, разрешала выступать с хула только в Гонолулу и Лахаине, и больше ни в каком другом общественном месте.
Но халау хула все еще работали, хотя и тайно, на всех островах.
И лишь во времена царствования Дэвида Калакауа (самый конец 19 века) хула обрела второе дыхание после 50-ти лет гонений.. Благодаря его поддержке и любви к хуле, хула вновь вошла в мейнстрим гавайских ценностей, открыто распространяемых на островах..
Фестиваль Мерри Монарх в Хило, Гавайи, назван в его честь, и это самое яркое ежегодное событие в мире хула.
Хула отражает красоту природы и излучает гордость за нашу родину.
И она по-прежнему имеет высокие стандарты.
В халау хула есть особые правила и стремления ее учеников.
Передача знаний от куму-хулы ученикам.
Единство в теле, уме и духе всех танцоров, выступающих вместе.
Уровень дисциплины, необходимый для изучения хула, в понимании того, какую ценность здесь обретают.
Чёткость, точность, законченность и совершенство каждого элемента природы, и в то же время ее утонченность и нежность - должны полностью воспроизводиться и в хула.
В хуле есть жизнь.
Через нее живут наши истории и язык.
И когда мы танцуем нашу хулу и повторяем наши песнопения, наш гавайский мир оживляется - от наших самых мудрых ʻāina и kūpuna до наших будущих поколений.
Хула - это танец жизни, а для некоторых - хула - это сама жизнь. Это способ жить и взаимодействовать с окружающим нас миром с благоговением и алохой.
Отличный способ жить.
Пуна танцует на ветру
Хала-роща танца Kea'au
Танец Hōpoe в Hā'ena -
Женщина танцует
Ее бедра, вращающиеся у моря Нанахуки,
Танцуют с весельем
У моря Нанахуки,
Пуна, громыхающего моря.
Звук моря поражает здесь ухо
Повсюду цветы лехуа
Посмотри в сторону моря на Hōpoe,
на Женщину, чьи бедра вращаются у моря
Одна из первых - и, возможно, первая школа для обучения хула была создана Капо в Кане, Молокаи.
Кто танцует хулу?
Хотя устойчиво считается, что в древности хула танцевали только мужчины, сохранились рассказы о мужчинах и женщинах, детях и старейшинах, танцевавших хула. Когда в конце 1700-х годов король Калани'пуу объявил о хула на острове Гавайи, единственными людьми, которые этого не ожидали, были младенцы - вводить детей в мир хула было естественно еще раньше, чем они начинали ходить (!)И кстати, сам Калани'пуу в 80 лет все еще танцевал!
Халау - это не только "школа хула"
Когда вы слышите «халау», вы автоматически думаете «хула».Но хотя «Hālau hula» - это школы хула, само слово «халау» буквально относится к длинному дому или дому собрания. Например, каноэ хранится в hālau wa'a.
Халау хула - это больше чем "школы танцев" в западном понимании.
Ученики хула должны знать намного больше, чем просто технику танца и сами танцы.
Изучение и пропевание «ōlеlo Hawai'i» (на гавайском языке) - отличная основа для понимания меле.
Знание истории Гавайев также очень важно.
И в традиции также изучение создания костюмов и украшений для выступлений, всех вариантов исполнения (из цветов, орехов кукуи и тд), и создание их учениками для самих себя каждым и каждый раз.
Халау также может выступать в качестве места для выступлений: выступления оживляют наши истории, сохраняют их в сердцах гавайского народа. Иногда эти истории живут только через меле хула и нигде больше. Таким образом, hālau hula помогает увековечить наши традиции.
Что касается mele для танцев, то есть mele для описания самых различных ситуаций и выражения всевозможных чувств - и Хула придает дополнительную глубину всем им.
Школьные правила
Раньше бытовали многие капу (табу) в обучении хула, например:- некоторые продукты, такие как водоросли лиму и кальмары, было запрещено есть (потому что их имена предполагают скрытие (pe'e) и бегство (he'e) от знания хулы),
- волосы и ногти было запрещено стричь-брить, потому что эти действия предполагают отрезание знаний,
- и было очень важно хранить себя в чистоте (так что не пропустите купание лишний раз, и, пожалуйста, наденьте свежий набор одежды перед занятиями!)
Кроме того, студентам нельзя делиться своей едой с кем-либо, кроме членов их халау.
Нельзя разговаривать с куму (можно только слушать).
Нельзя критиковать путь других халау....
Следуя за капу, танцоры будут благословлены богами хула, сохраняя знания в чистоте и совершенствуясь в хула.
Самым священным местом в халау было место, где стоял kuahu, или алтарь. Куаху посвящается Лаке и другим акуа (богам) хула, и на нем помещаются их кинолау (особые подношения).
Если капу не были нарушены, и тренировка хула прошла хорошо, кинолау на куаху оставались зелеными и свежими - maile, ʻieʻie, halapepe, ʻōhiʻa lehua, and palapalai не увядали.
Присутствие akua на kuahu будет вдохновлять и благословлять танцоров.
Сегодня некоторые халау следуют традиционным капу. Другие халау сочетают традиционные учения с их собственными правилами. Молитвы и даже движения рук и ног не все одинаковы среди разных халау. Поэтому важно помнить:
“ ʻAʻohe pau ka ʻike i ka hālau hoʻokahi ”- не все знания изучаются в одной школе.
Что такое kinolau и какими они бывают
Гавайские боги акуа могут принимать более одной формы (животные, растения), поэтому их формы называются «кинолау» - многие тела.Вот некоторые из kinolau некоторых из akua hula, которые традиционно помещают на kuahu:
1. maile- кинолау Лаки и четырех сестер-маиле: Майлехи'виле, Майлекалуэя, Майлелаули, Майлепакаха
2. 'Ie'ie -kinolau of Lauka'ie'ie
3. Halapepe -kinolau из Капо
4. Ōhi'a lehua -kinolau Laka и Kūka'ōhi'alaka
5. Palapalai -kinolau Хияки
6. Кусочек дерева lima -kinolau Laka; символ просветления

Другие акуи области и «хамакуа» людей в халау также могут молиться и просить приходить и вдохновлять.
Позиция и звания
В традиционном мире хула есть разные позиции и звания. У разных халау могут быть разные определения и кулеана для этих ролей. Они включают следующее:
- 'ōlohe - высший ранг, даже выше, чем куму; обычно более взрослый, более зрелый человек с высшим уровнем квалификации
- kumu - учитель, руководитель, дирижер
- po'opua'a - человек, ответственный за размещение растений на куаху, обращающийся от имени учеников с вопросами-просьбами к куму и отвечающий за выполнение приказов куму
- paepae- помощник po'opua'a
- ho'oulu - тот, кто следит за чистотой атмосферы и зала, кто наполняет миску на куаху свежей кава
- ho'opa'a - барабанщик и певец; ho'opa'a запоминает mele и pule (молитвы)
- 'ōlapa - танцоры
Стилей хула больше чем два
Сегодня стили хула часто делят на kahiko и 'auana.Слово kahiko означает старое, поэтому хула кахико относится к древней хуле.
Слово 'auana означает блуждать, и хула 'auana -это современная хула, в которой танец "блуждает по традиции".
Но существуют и другие стили хула, например:
- hula pahu (священный танец, исполненный с паху, или барабан),
- ʻai haʻa (высокоэнергетический танец с низкой позицией)
- hula ʻālaʻapapa (самый старый стиль воспевания Меле, исключительно в рамках древних традиций)...
//и это не всё! Точно знаю, что есть особый стиль шуточной хула, например.../
«Сбор мусора»
Студенты Hula часто идут в леса собирать растения для выступлений и особых случаев.Если ученики хула находятся в пути, чтобы выбрать папоротники или цветы, и вы спросите их, что они делают, они могут просто сказать: “I ka ʻohi ʻōpala” (иду собирать мусор).
Такая форма ответа, вероятно, появилась как средство избежать неудачного исхода (например, не находить подходящие растения или попасть в непогоду).
Эта традиция похожа на практику гавайских рыбаков, которые говорят, что они собираются «holoholo», а не рыбачить (hukilau).
Прежде, чем ученик хула войдет в лес Лаки, поётся молитва mele kāhea для разрешения войти. Ответом служат знаки природы, указывающие на принятие или отрицание запроса.
Подобное пение используется, чтобы просить разрешения войти в халау-хула, которое также считается священным местом. Если запрос будет одобрен, куму ответит mele komo (пропеванием разрешительной фразы). Любопытно, что в некоторых халау эти два меле используются наоборот (меняются местами).
Если разрешение не предоставляется немедленно, ученик повторяет свое меле до получения разрешения.
Вход в священное пространство требует быть "макаукау", или готовым.
О чем куму хула спрашивает группу перед началом каждой тренировки, пропевая:
- Ho'omakaukau?
И ученики хором должны ответить "Ае" - да.
Когда вы макаукау - вы спокойны, сосредоточены и свободны от любых негативных мыслей или энергии. Будучи макаукау, вы готовы принять учения и дары.
С учениями и подарками приходит ответственность, или кулеана.
Все это непременные части обучения в халау хула.
Хула как профессия
Хула-танцоры в Вайкики не были первыми, кто зарабатывал на жизнь танцами хула. Традиционно лучшие хула-танцоры были при дворе вождей (алии). Их питание и средства к существованию были обеспечены.Некоторые танцоры-хула зарабатывали на жизнь, переходя от места к месту и выступая для зрителей (самый известный из них - клан ариори, танцоров-миротворцев).
Празднования и другие события могут потребовать исполнения хула. Самый большой случай для хула был при рождении высокого вождя. Смерть верховного вождя также станет поводом для хула, в котором будут исполняться песни и танцы, написанные для этого ali'i.
Также, в некоторых общинах было принято танцевать хулу в честь особых гостей.
Гавайи без хула?
Трудно представить себе Гавайи без хулы. Однако было время, когда хула была запрещена. Среди законов, запрещающих убийство, грабеж и другие ужасные действия, был запрет на публичное хула.Хула рассматривалась как языческая практика в глазах протестантских миссионеров.
Когда королева Каахуману обратилась в христианство, она провозгласила в 1830 году вместе с законом, поощряющим ее народ следовать Слову Божьему, запрет на хула в общественных местах. Письма в местные газеты осуждали практику хула.
В 1851 году был принят закон, требующий лицензии на публичное выступление. А несколько лет спустя лицензия, которая стоила 10 долларов за каждое исполнение, разрешала выступать с хула только в Гонолулу и Лахаине, и больше ни в каком другом общественном месте.
Но халау хула все еще работали, хотя и тайно, на всех островах.
И лишь во времена царствования Дэвида Калакауа (самый конец 19 века) хула обрела второе дыхание после 50-ти лет гонений.. Благодаря его поддержке и любви к хуле, хула вновь вошла в мейнстрим гавайских ценностей, открыто распространяемых на островах..
Фестиваль Мерри Монарх в Хило, Гавайи, назван в его честь, и это самое яркое ежегодное событие в мире хула.
Ha'ina'ia mai ana ka puana
Хула - это физическое, визуальное выражение наших историй и, следовательно, наших жизней. Слова и мысли наших поэтов усиливаются танцем.Хула отражает красоту природы и излучает гордость за нашу родину.
И она по-прежнему имеет высокие стандарты.
В халау хула есть особые правила и стремления ее учеников.
Передача знаний от куму-хулы ученикам.
Единство в теле, уме и духе всех танцоров, выступающих вместе.
Уровень дисциплины, необходимый для изучения хула, в понимании того, какую ценность здесь обретают.
Чёткость, точность, законченность и совершенство каждого элемента природы, и в то же время ее утонченность и нежность - должны полностью воспроизводиться и в хула.
В хуле есть жизнь.
Через нее живут наши истории и язык.
И когда мы танцуем нашу хулу и повторяем наши песнопения, наш гавайский мир оживляется - от наших самых мудрых ʻāina и kūpuna до наших будущих поколений.
Хула - это танец жизни, а для некоторых - хула - это сама жизнь. Это способ жить и взаимодействовать с окружающим нас миром с благоговением и алохой.
Отличный способ жить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий