Мудрость кахун: тайное знание гавайских целителей

/глава из книги Сусанны Вигель, обучавшейся у гавайского целителя-кахуны на острове Молокаи в конце ХХв., передает ее личный опыт общения с таящимися гавайскими кахунами наших дней и философию, которой они живут/

Едва ли кто усомнится в том, что современный мир стоит перед решающим переворотом. Одни считают, что на часах «без пяти двенадцать». Другие убеждены, что «поезд уже ушел».
Для кахун не подлежит сомнению тот факт, что
ныне они должны оказать усиленную помощь нам (представителям западного индустриального общества). Они пришли к такому решению потому, что и у нас становится все больше тех, кто чувствует необходимость и желание что-то предпринять для спасения окружающей среды и человечества, для обретения смысла и полноты жизни. Тяга к свершениям на благо планеты и человечества, а не против него или только на собственное благо, охватывает все больше людей.

Древняя традиция гавайских целителей доносит до нас принцип: сначала помоги самому себе. Лишь после того, как я что-то изменила в себе самой, лишь когда я ощутила себя здоровой или по крайней мере здоровее, чем прежде, я действительно могу что-то передать другим людям.
В своих взглядах кахуны исходят из очень простой и в то же время необычайно действенной жизненной установки, позволяющей использовать ментальные методы и натуральные лечебные средства при чисто духовной ориентации на благо человека и его целостное оздоровление. Эту установку они именуют «алоха-спирит», «дух алохи».

«Ало» означает центр вселенной, «ха» — дыхание Бога. Алоха — нечто гораздо большее, чем просто понятие, это — чувство, тонкие душевные реакции, постоянное ощущение божественного в нас. Употребляемое в качестве приветствия «алоха» означает не только «добрый день», но и то, что мы напоминаем друг другу о дыхании Бога, дыхании, исходящем из центра творения и проникающем во все живые существа!


В давние времена посвящение в тайное знание могло быть привилегией так называемой элиты. Жрецы-ведуны и те, в ком видели воплощение божественного духа, маги и адепты оберегали свои тайны и передавали их лишь немногим избранным, которые предварительно подвергались суровым испытаниям.
В наши дни, в эпоху духовного пробуждения, стремления к более осмысленному образу жизни и внимания к самораскрытию личности былая монополизация знаний со стороны элиты уже не может найти оправдания. Распространение знаний о средствах и путях душевного и телесного исцеления скорее представляется необходимой предпосылкой нашего выживания.
Духовное пробуждение кахуны видят и в человеческой ауре. Долгое время они таились от людей и были известны лишь своим соплеменникам как шаманы и целители. Для посторонних они оставались не узнаваемыми. Главная причина этой скрытности (и это очень огорчает): общество белых людей все больше и больше отдавалось во власть ограниченных индивидуальных устремлений, близоруких интересов «Эго». В результате возрастал авторитет иллюзорных ценностей: успех, власть, собственность, прибыль, престиж.

Гавайские целители давно уже знали, что эти устремления могут нарушить изначальную гармонию мироздания, а человеческую жизнь сделать бесцельной и бессмысленной, изуродовать ее эксплуатацией и насилием, отсутствием нравственных ориентиров, страхом, недугами и нуждой. Задолго до наших дней они ясно поняли, что разрушительный эгоцентризм людей «белой цивилизации» может приобретать собственную динамику, последствия которой должны стать очевидны для большинства людей как угроза выживанию человечества до того, как они в достаточной мере подготовят себя к коренному перелому. Мнимая безысходность как угроза планете должна обрести зримый облик, прежде чем открытые добру люди возьмут на себя заботу об оздоровлении и спасении планеты и человечества.
Первые попытки кахун вмешаться в ход событий, объяснить истоки зла и помочь людям разбились о надменное равнодушие представителей «белого общества», которым претило всякое сомнение в превосходстве их возрастающей власти. Поэтому кахуны предпочли почти полностью анонимное существование и теперь живут в ожидании того времени, когда наступит предсказанная ими глобальная перемена.

Поскольку кахуны всегда были людьми мягкого нрава и духовной силы одновременно, они любят говорить: «А оле ое е ике и на по опо о хаи». Это означает, приблизительно: «Не суди других. Ты не знаешь их подспудной духовности. Дух Божества живет в каждом».
Время глобальной перемены уже наступило! На исходе XX века и второго тысячелетия мы созрели для того, чтобы познакомиться с духовной традицией кахун, которые до сих пор учили своему знанию и целительскому искусству тайно.

Происхождение гавайского народа, который после выхода работ этнолога Макса Фридома Лонга называют еще народом хуна, историкам еще не ясно. Народ хуна обладает богатым культурным и духовным наследством. Существуют предположения, что эти островитяне были как-то связаны с древними египтянами, с доколумбовыми индейскими народами Северной Америки — аназаци и хопи: обнаруживается поразительно много соответствий в их тайных учениях и ритуалах, в хранимой веками мудрости и обычаях.

Кахуна значит «мастер народа хуна». Среди гавайцев найдется немало различных мастеров: в строительстве судов, возделывании полей, геологии, астрологии и особенно в той области, которая имеет отношение к здоровью человека и жизни вообще; последних называют «кахуна лапаау». Это наименование целителя, колдуна или жреца, обладающего тайным знанием, лечащего с помощью растительных снадобий и энергетического воздействия, но такого целителя, который согласно древней традиции лишь предотвращает недуг и укрепляет силы, как только почувствует изменения здоровой ауры человека.
Такие кахуны принадлежат к числу «таящихся шаманов». Эту связь понятий я позаимствовала у Алии, который объяснил мне: «Таящийся шаман воздействует прежде всего только на самого себя и лишь непрямым и осторожным путем — на других. Цель его — всеобъемлющая гармония». (В дальнейшем, говоря о кахунах, я буду иметь в виду исключительно мастеров врачевания.)

Кахуны никогда и ничуть не изменяют своему преклонению перед жизнью, и жизнь вознаграждает их за это: более 80% из живущих ныне на Гавайях примерно двухсот кахун — люди старше 75 лет.

Как обучают кахуны

У каждого кахуны всегда лишь один ученик. Как правило, это человек значительно более молодого возраста, проявивший как в личностном, так и в духовном отношении способность хранить и лелеять древнюю мудрость и не злоупотреблять ею в собственных интересах. Последователей воспитывают с пятого года жизни и по крайней мере лет двадцать. Они учатся наблюдать, развивать слух и воспринимать окружающую жизнь. Они никогда не подвергаются ни обсуждению, ни осуждению! Зато часто слышат ободряющие слова: «Продолжай так же!», «Иди еще глубже!», «Слушай природу!» Они учатся разговаривать с морем, с деревьями, растениями, камнями и открывать свое существо так, чтобы услышать их ответы. Все вокруг них — живая жизнь, и они сами — часть ее.
Кстати, души, предназначенные для миссии кахун, могут быть и душами женщин. То, что души большинства целителей воплощены в мужских телах, означает лишь одно: для целительного воздействия в условиях современного общества более подходящими представляются мужчины. По мнению кахун, это никак не связано с оценочным суждением о женщинах и мужчинах!

Что такое «Хуна» и кто такие «кахуна»

Слова «хуна» означает «тайна», или «сокровенное знание».
Кахуна, стало быть, — мастер, опирающийся на сокровенное знание или посвященный в него. Считаю важным подчеркнуть, что гавайцы знают лишь мастеров в сфере оздоровления и жизни, но никак не кахун по части болезней! Чародей оздоровления есть врач и жрец в одном лице. Здоровая душа и ясный дух «пациента» заботят его точно так же, как и физическое здоровье.

Для кахун, которых мне довелось встретить, просто непостижим тот факт, что у нас профессии врача и священника существуют порознь. Всякое вспоможение, всякое лечение, всякая поддержка, с их точки зрения, всегда воздействуют совокупно — на душу и тело.
Даже если кто-то «всего лишь» подвернул лодыжку, кахуна будет искать причину на душевном уровне и лечить душу одновременно с ногой, заботясь о психическом точно так же, как и о телесном. По убеждению кахун, душа есть высшая и важнейшая часть человека и одновременно — его вожатый и помощник в этой жизни. Поскольку кахуны обладают даром ясновидения, а также чувствуют ауру души, одну из важных своих задач они видят в том, чтобы помогать другим сохранять в чистоте душу и учить следовать ее побуждениям и указаниям. Когда кахуна сталкивается с телесным недугом, он даже не заикнется о лечении, пока тело не будет исцелено ментальными и духовными средствами.

Кахуна учит человека слушать голос души, познавать ее язык, улавливать посылаемые ею сигналы и слушаться их в делах. «Успех» — это жизнь, полная здоровья, внутреннего покоя и неослабного доверия к божественной силе.

В древние времена каждая большая деревня имела своего кахуну, миссия которого заключалась в поддержании здоровья населения. Жил он не в самой деревне, а в хейау, особом месте, насыщенном энергией, либо под открытым небом, либо в пещере, на склоне вулкана — своего рода «церкви» и «лечебнице». Такие хейау, обнесенные забором и закрытые для доступа посторонних, сохранились и по сей день. Их почитают как святые места.
Хейау сельского кахуны всегда находился выше самой деревни. Это давало кахуне возможность с помощью своего шаманского дара в каком-то смысле «сверху вниз» наблюдать за деревней и за тем, как там обстоят дела.

Краткая суть философии Хуна

Хотя я и собираюсь в дальнейшем еще не раз детально рассмотреть мироощущение кахун, а также их взгляд на человека, мне хотелось бы уже сейчас очертить это в самом общем виде.

Человек, по словам кахун, состоит из трех «Я»: высшей ступени «Я» — души или божественной искры, из человеческого духа — среднего уровня «Я» (того, что выражается посредством разума, характера и нашего повседневного сознания) и низшей степени «Я», через которое выражаются наши инстинкты.
Высшее «Я» заключает в себе замысел жизни человека. Поэтому с ним мы должны вступать в связь и общаться сознательно. «Твоя воля есть моя воля», — этот христианский принцип вполне вписывается в миросозерцание кахун. 

У всякой души свой жизненный замысел, всякая душа стремится и призвана познавать нечто свое. Этим объясняется свойство ауры каждого человека образовывать только ей присущую комбинацию красок, так как различные цвета имеют различную целевую направленность в жизни. Цвета позволяют понять, какие жизненные задачи выбрало высшее «Я» на данном отрезке времени.

Всем душам вообще — но лишь в здоровом и гармоничном состоянии — свойственна большая световая, или излучаемая, сила красок. Если аура светла и прозрачна, то кахуна, как человек, обладающий даром ясновидения, способен установить гармоническое соотношение тела, души и духа и тот факт, что человек ведет свою жизнь в полном согласии с высшим «Я». (В шестой главе я более подробно опишу работу кахуны с аурой и расшифровку ее окраски.)

Кахуны исходят из того, что все уровни человеческого бытия в нормальном состоянии гармонически взаимодействуют друг с другом, что это происходит без потери энергии или нецелесообразного приема ее извне, то есть при условии, исключающем недостаток или избыток энергии. Естественную и обладающую гармоническим воздействием жизненную энергию они называют маной. Слово это по своему значению близко понятиям «прана», «биоэнергия» или «божественная энергия жизни». Поэтому работа с энергией занимает центральное место в практике кахун. Вместе с тем «мана» означает «вода».
Сам кахуна живет всегда в состоянии энергетического равновесия. Его задача как целителя и священника заключается в том, чтобы такое равновесие обрели и другие. Высшее начало и Всевышний доступны нашему знанию лишь в том случае, если мы имеем в своем распоряжении достаточное количество энергии, только так мы способны подняться к вершинам духа.

Кахуна говорит тебе:
«Моя забота — не твои проблемы, моя забота — ты сам. Там, где властвует твоя внутренняя правда, нет места ни страданию, ни нужде. Они остаются на обочине. Я веду тебя к тебе же самому, если ты даешь себя вести. Стоит тебе понять, кто ты, как исчезнут все тревоги и проблемы. Они возникают только тогда, когда ты забываешь или упускаешь самое важное — познать самого себя!
Любовь существует лишь на поверхности, но имеет глубокие корни и находится за пределами мышления. Распоряжайся своей энергией сознательно и никогда не трать ее понапрасну ни в дурных мыслях, ни в поступках, которые вместо помощи несут вред. Осознанно займи такую позицию, которая не позволяет судить да рядить и помыкать кем-то. Все, что ты совершаешь, делай с любовью.
Ты можешь многого достичь в жизни. Но это не много значит. Не достигнув самого себя, ты не достигнешь ничего».

Кахуны поступают так, как велит открывающаяся им картина мира. Они живут любовью, насыщающей их из неиссякаемого божественного источника. Они знают, что Истина в конечном счете — это любовь. Ее бездейственные деяния способствуют тому, что каждый ищущий обретает собственный, неиссякаемый исток и открывает истину в самом себе.

Один кахуна сказал мне: «Наша убежденность основана на способности познавать истину в каких бы то ни было обстоятельствах и жить любовью, какие бы невзгоды и страдания ни выпадали нам на долю. Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, и ты сама станешь истиной».

Другой кахуна спросил меня: «Ты можешь вообразить себе мир, где властвуют любовь и взаимопонимание?»

Давайте дойдем до самых глубин этого вопроса и с сегодняшнего дня, с сего мо-мента, со всей силой и искренностью внушим себе:
Да, я могу вообразить это!
Да, я желаю этого!
Да, я хочу отдать этому свои силы!


Недолгое, но очень содержательное общение с кахунами не только открыло мне великое благо жить среди людей, которые сердечно принимают каждого и никому не причиняют вреда, но и помогло осознать, что сама хочу сделать все возможное, чтобы такая любовь высоко ценилась и стала принципом жизни.

выдержки из книги С.Вигель "Секреты гавайских знахарей..."




Комментариев нет:

Отправка комментария