Merrie Monarch Festival - главный гавайский фестиваль танцев хула

Каждый год весной, в течение недели после Пасхи в г.Хило (о-в Гавайи) проводится фестиваль хула - Merrie Monarch Festival, на котором участники соревнуются друг с другом, показывая свое мастерство.

Он чтит короля Давида Калакауа (1874-1891), которого называли «веселым монархом» за его покровительство искусству и восстановление многих гавайских культурных традиций, включая хулу. Многие халау хула (школы) на Гавайях и даже некоторые с материка США, а также некоторые международные исполнители, стремятся к участию в фестивале  Merrie Monarch. Он давно получил всемирное внимание и считается самым престижным из всех конкурсов хула.

Однако появился он не в годы правления "веселого монарха", и даже не после его смерти - а только в 1963 году.

1963. Рождение фестиваля Merrie Monarch

В 1963 году, на 4-м году после окончательной аннексии США,  остров Гавайи, опустошенный недавним цунами, боролся за налаживание своей экономики, упавшей к тому от снижения сахарных плантаций вдоль побережья Хамакуа. 
Хелен Хейл, глава округа Гавайи, видела выход из кризиса в стимулировании  туристической индустрии.
(в те годы вулкан Килауэа не извергался, как сейчас - это случится позже, и в сущности, туристам сюда было ехать попросту не для чего, они оставались на Оаху и Мауи-прим.авт.).

Хейл отправила своего помощника по административным вопросам Джина Вильгельма и ее промоутера Джорджа Ха'она, в столицу Мауи Лахаину - центр прежнего китобойного промысла, порт и  крупный развлекательный город, с целью найти идеи для развития туризма. Они вернулись с идеей фестиваля Мерри Монарх.


Был сформирован комитет, и в 1964 году его работа привела к первому Фестивалю Мерри Монарх, программа которого была такой:
  1. конкурс бород-двойников бороды короля Калакауи,
  2. конкурс причесок, 
  3. эстафету,
  4. воссоздание коронации короля Калакауи 
  5. и Holokū Ball. 
Однако к 1968 году интерес и поддержка фестиваля снизились, и он был бы остановлен, если бы некая Дотти Томпсон не вызвалась стать его исполнительным директором.

1971. "Merrie Monarch" получает второе дыхание

Под руководством Томпсон Фестиваль изменил свои цели и задачи в сторону идей самого  короля Калакауа - чтобы возродить гавайский народ и культуру.
Этот обновленный фестиваль соберет лучших хула-танцоров со всех островов, продемонстрирует гавайское мастерство и  станет новым ритуалом, гимном и праздником хула, и таким образом заявит самобытной культуре гавайцев  всему миру.

При поддержке куму хула Полин Кекахуна, Луиза Калейки, Иолани Луахине, Локалия Монтгомери, Пуанани Алама, «Тетя» Дотти и «Дядя» Джордж представили обновленный конкурс хула в 1971 году.

Дядя Джордж отвечал за зрелищность и коронацию, и Альберт Нахале-а - за музыку. Они хотели повторить то, что сделал король Давид Калакауа, привлекая лучших танцовщиц хула со всех островов, чтобы поделиться качеством и подлинностью хула, которые были в то время.

Девять халау хула вошли в групповой конкурс wahine (женских групп хула) в первый год, а Алоха Вонг (Dalire) выиграла первый титул мисс Хула. 

Когда же в 1976 году Фестиваль добавил и конкурс кане (мужских групп), интерес и энтузиазм к этому событию увеличились многократно. 
Расцвет фестиваля совпал с гавайским ренессансом, когда культурная гордость проявилась в увековечении и практике гавайского языка, музыки, путешествий, искусств и ремесел.

С того времени фестиваль неуклонно рос, получая всё больше заявок от халау, которые желали вступить в соревнование, и также наблюдали увеличение зрителей. 
В итоге из помещения конкурс перешел перешел на стадион Ho'olulu Tennis (переименованный в многоцелевой стадион Edith Kanaka'ole) в 1978 году, где он проводится и сегодня. 

Третья ночь соревнований была добавлена ​​в 1980 году, когда число участников конкурса Miss Aloha Hula увеличилось, что потребовало дополнительной ночи соревнований. 
В том же году на фестивале впервые был аншлаг. 
Именно в это время роста организаторы решили расширить фестиваль до полной недели - и в следующем году спрос на билеты был настолько ошеломляющим, что для исполнителей была построена сцена по центру, чтобы можно было уместить максимальное число зрителей.

Не имея возможности увеличить количество сидячих мест на стадионе, фестиваль начал транслироваться по телевидению в 1981 году. К тому же многие старейшины в хула не могли физически покинуть свои места, а следить за тенденциями развития хула хотели все.

В то время как соревнование в хуле остается фокусом фестиваля, другие события также привлекли интерес, в том числе:
  •  в среду вечером - выставка, 
  • гавайские ярмарки искусств 
  • и парад через центр города Хило. 
Руководство организации официально передано следующему поколению в 2010 году, когда Тетя Дотти скончалась. Луана Кавелу, ее дочь, работала со своей матерью с 1976 года во всех аспектах и приняла на себя правление как президент фестиваля, чтобы продолжить дело, оставленное ее матерью.

2013. Merrie Monarch Festival - 50 лет  

Фестиваль Merrie Monarch праздновал 50-летие существования в 2013 году. 

Парад в Хило в честь фестиваля

В этом году организаторы отдали дань уважения корням фестиваля, возвратив кое-что из ранних лет - например, коронационный бал и  конкурс "бород Калакауа"^

победитель того конкурса - см. фото самого короля выше :)

Первые победители фестиваля - женская Хауоли Хула Студия и мужская На Камалеи О Лилихуахуа  и более тридцать победителей нашей Мисс Алоха Хула в тот день вышли на сцену снова.

Хотя первоначальная мотивация фестиваля Мерри Монарх заключалась в том, чтобы стимулировать экономику острова Гавайи через туризм, это событие стало служить гораздо более важной цели, которая увековечивает гавайскую культуру. Подобно тому, как Калакауа, Монарх Мерри, стремился укрепить гавайский народ за счет активизации культурных практик, Фестиваль стремится обеспечить динамику гавайской культуры для будущих поколений.

2. Легендарные имена фестиваля

Танцевать хула и не знать имен его «танцевальных гуру» - это как заниматься балетом и никогда не слышать таких имен, как Анна Павлова, Майя Плисецкая и Айседора Дункан.

Гавайский танец во многом обязан Георгу Хаоне – великому куму. В соответствии с гавайской традицией он начал учится танцу и песне в 3 года - прабабка отправила его на учёбу к своей близкой подруге. 
В то время Хула ещё находилась в «подполье». Маленький Георг учился петь каждый день по 4 часа в течение 12 лет. Учился у великих мастеров Хула и даже не представлял, что сам станет мастером: в 1942 году он первым открыто стал обучать древнему стилю Хула – кахико. 
Много лет Наопе тяжело работал над возрождением и возвращением традиции Хула. В 70-х годах ежедневно он обучал людей традиционному танцу, а по вечерам играл и пел в маленьком баре на Вайкикки. В то время Хула не была популярна и зарабатывать таким образом было нелегко.

Одна из главных заслуг Георга Наопе – фестиваль Хула (проводится с 1961 года), который сегодня является очень популярным и зрелищным культурным событием. Название фестиваля «Мери Монарх» связано с гавайским королем Давидом Калакауа, который управлял Гавайями с 1874-1891. Калакауа верил в то, что Хула является языком и ритмом сердца гавайцев. Вначале целью фестиваля было возрождение и распространение танцевальной традиции. Сегодня же - это конкурс для разных групп и школ Хула со всех островов.

Нельзя не вспомнить великую Иолану Луахине, которая танцевала необыкновенно и была в исполнении Хула наилучшей. О ней говорят как о чародейке, мистике, певице и гении танца. Во время выступления всё её тело менялось, да и сам танец никогда не повторялся. Это была импровизация, жизнь в Хула. Своими танцами она переводила зрителей на более высокий уровень духовного и эстетического переживания. 
Иолана открывала все фестивали Мэри Монарх и когда она пела и танцевала, с вулканов прилетали птицы ИИО. Скончалась Луахине от рака в 1976 году.


Ритуал перед началом соревнований


Перед началом выступлений каждая халау хула совершает ритуал - паломничество к лавовому колодцу богини Пеле или на места недавних потоков лавы. Там участники поют, танцуют и делают приношения из цветов и ягод, прося богиню благословить их усилия в конкурсе. 
алтарь богини Лака на Гавайях


Хула (богиней которой является Лака, сестра Пеле) - традиционная форма духовной практики и дисциплины. 


Перед выступлением танцоры подносят на её алтарь благоухающие цветы и священные растения:
  • МАИЛЕ символизировало пуповину, которая связывала богиню с танцем и землей; 
  • дерево ЛЕХУА – мужское, а цветок ЛЕХУА – женский (возложение их на алтарь означало соединение в танце мужского и женского аспектов); 
  • трава ПИЛИ, помещенная на алтаре, символизировала знания приходящие во время танца, которые необходимо помнить; 
  • последним возлагали на алтарь сандаловое дерево ИЛИАХИ, его аромат вдохновлял танцоров. 

Когда все растения были возложены на алтарь и были вызваны духи этих растений, танцоры могли получить вдохновение от богини и с ее помощью превратить
обычный заурядный танец в необыкновенное и захватывающее действо.

Merrie Monarch Festival  сегодня

Сегодня фестиваль Merrie Monarch, как и прежде, длится неделю, кульминационно - в первые 3 дня соревнований.
Организует его некоммерческая организация, зарегистрированная в Департаменте торговли и по делам потребителей штата Гавайи, и поступления от фестиваля поддерживают образовательные стипендии, семинары, симпозиумы и организацию феста на следующий год.


Королевский двор

Для фестиваля создается "Королевский двор" для представления короля, королевы и их семьи как важных зрителей мероприятия. Выбор почетных граждан на роль монархов прошлого координируется U'ilani Peralto и Luana Kawelu - именно они перед Фестивалем ищут мужчину и женщину, чтобы изобразить короля Калакауа и королеву Капиолани. 
Уйлани говорит: «Отборочная комиссия надеется найти двух человек, которые олицетворяют зрелость, смирение и гордость за гавайскую культуру». 

Так же, как и школы-участницы Халау, те, кто представляют королевский двор, тщательно отбираются. "Двор" состоит из 22 членов, обычно представляемых друзьями и семьей избираемых (на роль!) короля и королевы. 

"Королевский двор" (осн.герои) на одном из последних фестивалей

В остальную часть королевского двора входят консультант, каху (сторож), дамы в ожидании, кахили-носители, священники и пу-кане (мужчины с опахалом). Каждый человек в "королевском дворе" получил инструкции о содержании своей роли в процессе фестиваля. Ведь участники "королевского двора" представляют собой не только гавайскую историю, но и гавайский дух, который постоянно течет по островам.

Неконкурсные мероприятия фестиваля

Помимо самого шоу хула в первые 3 дня, неделя праздника хула включает в себе и многие дополнительные мероприятия

В первые четыре дня  фестиваля - с воскресенья по среду - проходят выступления местного и международного гала на многих площадках вокруг Хило , а также ярмарка декоративно-прикладного искусства.

В среду Ho'ike Night Free - очень популярная выставка, и она часто включает представительства халау с других островов Тихого океана и Японии.

 В субботу утром - заключительное неконкурсное мероприятие, Парад монархов Мерри.

Торжества завершаются кульминацией - ежегодными соревнованиями, проводимыми на многоцелевом стадионе Эдит Канакаоле в парке Хоолулу. [Танцоры выступают сольно и в группах, причем на каждое исполнение дается всего семь минут.

В четверг - первое соревнование. Отдельные женские танцоры соревнуются за звание мисс Алоха Хула, выступая как в современных (hula'auana), так и в традиционных (hula kahiko) формах хула, а также оценивается ритуальное пение (oli).

Мисс Алоха Хула - главный сольный конкурс хула.
Первоначально известная как мисс Хула, название позже было изменено на мисс Алоха Хула.

Групповые соревнования делятся на  мужское (кане) и женское (вахинское) отделение.
В пятницу вечером исполняется хула кахико
В субботу вечером настает черед ауана.
Награждение также проходит в субботу вечером.

Судейские критерии

Они включают в себя самые разные категории:

  1. Во-первых, есть вход (ка'и). 
  2. Далее, во время своего пения (oli) и танца (хула) судьи оценивают точность  исполнения песни, 
  3. выражение лиц танцовщиц и певцов, 
  4. их позы, 
  5. точность жестов рук 
  6. и движений ног, 
  7. правильность положения тела  'ai ha'a (не даром в нашей онлайн школе ей отведен отдельный 90-минутный урок!)
  8. красоту и соответствие танцу (и эпохе, мифу) костюмов и украшений. 
  9. Наконец, есть выходсо сцены после танца (ho'i). 
Исполнители оцениваются по каждому аспекту исполнения.

Культурное воздействие фестиваля Merrie Monarch 


Многие считают, что Фестиваль «вызвал возрождение гавайской культуры» - и это действительно так.
Фестиваль имеет четыре цели, связанные с гавайской культурой:
1) увековечение традиционной культуры гавайских людей;
2) Развитие и расширение живого знания гавайских искусств и ремесел посредством мастер-классов, демонстраций, выставок и представлений самого высокого качества и подлинности;
3) Достижение тех, кто в противном случае не имел бы возможности участвовать (ТВ);
и, 4) Обогащение будущей жизни всех детей Гавайев
(как сказано на сайте фестиваля).

Действительно, благодаря трансляциям и столь пышной программе, конкурсам, парадам и выставкам, тысячи людей на Гавайях и во всем мире узнают об истории и культуре Гавайских островов ». Фестиваль монархов Мерри" получил всемирное признание за свое историческое и культурное значение».



Фестиваль Nā Hiwahiwa O Hawai'i, Япония

Ну и вот любопытная деталь: для некоторых Халау  Merrie Monarch Festival не заканчивается в Хило в субботу вечером.
Многие из них приглашаются на фестиваль Nā Hiwahiwa в Токио, Япония. Этот фестиваль является празднованием гавайских танцоров и певцов, получивших награды на фестивалях Мерри Монарх и Nā Hōku Hanohano.
Япония является одним из крупнейших сторонников в мире Хула и гавайской культуры. Хула - многомиллионное направление в Японии, и по всей стране существует более 100 школ хула. Для японцев Хула выступает в качестве отдыха и помогает им забыть о стрессах своей повседневной жизни. Японские школы Hula не участвуют в фестивале Merrie Monarch, но большинство школ ежегодно отправляются в Хило для поддержки Hula Hālaus и на торжества  Merrie Monarch.


Комментариев нет:

Отправка комментария