КУМУЛИПО - гавайская песнь о сотворении мира

Кумулипо - это главное сказание гавайцев, опора их веры и представлений о сотворении мира.

Согласно древнему мифу, первыми во вселенной появились боги Небо-Wakea и Земля-Papa.
Papa родилась из тьмы. Вакеа - из света.
Они создали семью.
Их союз символизирует проникновение света в тьму, мужского в женское. и рождение с этим актом и земель, и природы, и людей...


Однако, не стоит недооценивать и упрощать гавайскую космогонию - здесь я привожу лишь краткий пересказ эпоса. Который содержит целый 2000 строк (этапов развития земли) и делит историю Гавайев на 16 крупных периодов: 

  • 8 из них - время развития духа (в темноте),
  • и еще 8 повествуют о появлении света и приходе богов.

Причем очень многие моменты пересекаются с современными научными взглядами - тут тебе и появление простейших, и много что еще, любопытствующих адресую к этим чудесным двум презентациям в картинках: KUMULIPO и Kumulipo Wä ‘Akahi (Кумулипо об изначальном).

Но вернемся к нашей упрощенной версии сказания.
Сегодня архипелаг Гавайи включает 8 больших островов и 124 малых на территории ок.6,5 тысяч кв.миль. Все они, согласно Кумулипо - дети Неба и Земли, плоды их союза:

Фрагмент песни Кумулипо о рождении Гавайских островов - Mele a Paku'i

Рождение Гавайских островов


Вакеа (Отец-Небо) и Папа (Мать-Земля) дали рождение двум первым островам - Гавайи и Мауи. 
Кстати, полное имя Земли - Папаханаумоку, где moku - и острова, части земли, и отделять.

Вернулся (Ho'i hou) как-то домой Вакеа - а там жены нет, только их дочь Ho'ohokukalani. Та самая, из танца "Сотворение мира", которая позже даст рождение всей природе и всему человечеству
Остался (noho ia) Вакеа с нею - и появились нежные малые острова Молокаи и Ланаи.
В английском переводе уточняется, что в этот момент оба они были celestisl bodies - небесными телами. 

К сожалению, почему Земля ушла в тот момент - я пока не нашла. Однако далее говорится, что Земля наполнилась ревностью и вернулась к мужу, и у них родились Оаху, Ниихау и Кауаи. А Кахоолаве - это послед, плацента :)).

Хотя на Гавайях множество разных песен о происхождении островов, в том числе о том, что их поднял из океана своим крючком герой Мауи - именно эта песня, Mele a Paku'i - является самой канонической в гавайской культуре. Можно сказать, что она - начало гавайского "Ветхого Завета", тогда как легенды о Мауи и иные версии - это мифы, вроде наших сказаний об Илье Муромце:

О важности этой песни в гавайской культуре, а также все 8 основных островов из этой меле
Почему два острова были рождены не Землей, а ее дочкой? 
Никак не сообщается. Впрочем, если Вакеа - это дух, животворная энергия - без его участия не могло бы изначально родиться ничто. Но почему все острова не могли быть рождены Землей?
Могу только предполагать. Вероятно, эти два острова - Ланаи и Молокаи - обладают для гавайцев некоей иной аурой. Они как бы "другие". На них меньше "всего", они не столь "насыщены", как Мауи, Оаху и Большой остров, и при этом они очень нежны в сравнении с остальными малыми островами (Ниихау и Кахоолаве). Они - как юная дева, как бутон, но не цветок.
В книге С.Вигель, которая в конце 20в. искала на Гавайях настоящих кахун описывается, что она нашла их только на Молокаи - острове, куда не пришли туристы и который ни с какой точки зрения не интересен колонизаторам. 
Сегодня Ланаи выкупили под сверхотели для элиты, но Молокаи остался убежищем для самых-самых гавайцев, которые хотят сохранить свой образ жизни вдали от цивилизации.

Но, так или иначе, сперва, согласно Кумулипо, у Земли и Неба подились Гавайские острова.


Затем они дали рождение новым богам - ветрам, деревьям, растениям, обитателям моря. 

Союз Неба и Земли
Однако+ юные боги, долгое время вынужденные ползать между ними, в конце концов разъединили их.

А их дочь родила двух сыновей, которые дали начало всей природе и всему человееству.

У 4х верховных гавайских (полинезийских в целом) богов - Кане, Лоно, Ку и Каналоа - свое особое рождение и миссия, и своя история.

Как жили боги и люди


Боги и люди в ранних мифах жили вместе. В более поздних, так называемых исторических мифах, небеса отодвинулись далеко вверх и боги поселились на них. 



Мифические божества один за другим уходили с Гавайев: сначала верховные боги — Кане, Ку, Лоно, Каналоа, потом полубоги, за исключением Пеле,богини вулканов

Божественные драконы и животные, наоборот, пришли на Гавайи с «сияющих небес». 
Боги и богини управляли небесными и земными делами, и им помогали мириады божественных помощников, которыми были лесные существа, за ночь выполнявшие самую трудную и кропотливую работу. 
Божества создали остальные острова и дали свои имена горам и долинам, скалам и расщелинам, возникавшим от ударов их копий или их тяжелой поступи. 

За ними последовали мифические герои, которые разумно правили островами и, вместо того чтобы забираться на небеса за божественным питьем или под землю за огнем, отправлялись на другие острова с прозаической целью меновой сделки или женитьбы. 

Потом прекратились и эти долгие путешествия, вожди стали плавать на каноэ вблизи своих островов, теряя их из виду разве лишь ночью. Они охраняли свою собственность от соперников. 
Так, в постоянной опасности оттачивая умение все замечать и рационально строить жизнь, они узнали пределы человеческих возможностей и начали молиться богам, которые были их далекими предками, просить их о том, чего они сами не могли сделать <…>

В представлении полинезийца боги и люди — одна семья, но они занимают в ней неодинаковое положение. 
Боги осуществляют контроль над природными явлениями и могут передавать эту способность своим земным потомкам. Полинезиец верит, что бог, правящий на небесах, может подавать знаки земным людям и, более того, посещать землю в виде облака, птицы, бури или запаха, если вдруг пожелает устроить чей-то брачный союз или продемонстрировать свою власть над человечеством. Божества могут принимать любые обличья, жить на земле и создавать земные традиции. 

Именно поэтому «Сказание о Лаиэ-и-ка-ваи» — это реалистическое отражение мировоззрения полинезийцев, его представлений о деятельности богов на небе и на земле, а также об устройстве общества и жизни людей. 
Сверхъестественное соотносится с естественным так же, как в восприятии полинезийца боги соотносятся с людьми, и жизнь богов, даже будучи перенесена на небо, воспринимается и описывается столь же реалистично, как и жизнь людей, и в ней полинезийцы находят объяснение земной жизни. 

В контексте полинезийского фольклора даже миф творения может рассматриваться как точная родословная, а различие между сказками и историческими преданиями заключается лишь в некотором сдвиге акцентов, но общая концепция природы и взаимоотношений между богами и человечеством остается неизменной.



автор статьи Елена Шандрикова.
по материалам исторической справки Беквит
к "Сказанию о Лаиэ-ка-вай" и английским источникам




 


Комментариев нет:

Отправка комментария