Изначальный бог Ио и его дети: Кане, Лоно, Каналоа и Ку

Эти 4 бога от сил природы стоят особняком и являют собой нечто совершенно особое и высшее - бог-создатель всего живого, бог знаний обо всех ремеслах... 
Но оказалось, все они - лишь дети и внуки Единого Бога Ио - который был вначале, и который произнес первое слово.... 
Да-да!
И хотя многие историки (и я сними согласна) считают, что "единый бог", от которого произошли сперва главные боги-создатели, а уже потом "материя", земля и небо - это "новодел", то есть "исправленные" изначальные мифы гавайцев под влиянием христианских миссионеров - этот вариант сегодня тоже в ходу, и потому я не могу его не привести, изучая Гавайскую культуру.
А заодно, раз уж такое дело - мы изучим поглубже и самих любимых гавайских богов и их жён :).
Текст привожу в таком виде, как нашла, без своих оценок.

1. В начале был Источник Всего Сущего...

В этой версии "сотворения мира" всё начинается с изначального бога.
Его называют Ио, Иао, Кела и Кеаве. Это всё его имена.

Он говорил: "Я - непроявленный бесконечный источник творения. Прежде, чем начать, я был". 


Мана (mana)
Затем Ио выдохнул Ману - сознание, разум, дух. Мана пронизывает пространство одинаково и находится в каждом живом существе. Мана дает всем живым существам возможность жить и быть живыми. 

Ио послал Ману через По (тьму), и создал Кане - создателя, и творение началось. 
По словам Лейнани Мелвилл, Ио говорил слово Ола в пустоту По, и это действие запустило движение в мироздании - и появился пылающий крест света, каукахи.

Ио был также первым гавайским богом. 
4 главных бога - Ку, Лоно, Кане и Каналоа - появились позже и в "божественной генеалогии", и в сознании гавайцев. 
Kahuna говорят и сегодня, что прежде для гавайцев именно Ио был богом.

Религиозные приоритеты изменятся с приходом к власти жреца Паао (1125г) - тогда от единобожия (де-факто) гавайцы перейдут, забыв про Ио, к 4 основным богам Кане, Лоно, Ку и Каналоа, появятся "рожденные от богов" и находящиеся под их покровительством аумакуа (что и понятно для тех, кто хочет укрепить свою власть как богом-данную).



Kinolau

Кинолау - это первое, что стоит знать о гавайских богах в целом. 
И это понятие означает "множество форм, которые может принимать сверхестественное тело" - физических форм. И множество имён.
Буквально, это значит возможность увидеть бога и/или его проявления и помощь - во всём.
Что очень характерно для гавайского мировосприятия, очень целостного в своей основе, не выделяющее ничего как высшее и низшее, более-менее достойное и тд.
Быть может, это есть секретный фундамент, исток гармоничного сознания?...

Для христианского сознания эта концепция не так проста: бог это бог, человек - это человек.
У гавайцев нет такой определенности, ведь в любую секунду бог может войти в любого из окружающих нас людей, чтобы донести несчто важное для нас. И никогда не знаешь, как это будет. А значит - ты готов видеть бога во всех.

Но перейдем к легенде и описанию главных богов.


1. KANE

Другие имена Кане: Elieli, Eli, Kane Ulu Lani, Kane Nui Akea.

Kane

Итак, Ио-Кеаве создал своего первого сына, бога Кане - одного из создателей жизни на этой земле. А затем была создана Na 'wahine. 

Keawe, Kane и Na'wahine живут вместе в доме солнца (Hale a ka La). 
Кане является изначальным повелителем солнца и правитель небес, и также появляется во многих аспектах (более 70-ти!), которые являются олицетворением природных явлений, таких как Кане-икили, бог грома и корень Таро, который, подобно Кане, фиолетовый. 
Он - бог лесов и джунглей со всеми своими дарами, такими как дерево, лекарственные растения и листья (но не бог культивированных растений, это уже Лоно, о нем речь ниже).

Кане представлен неповрежденным вертикальным камнем, поскольку человечество не может придать форму бесформенному. Кане - властелин запада.
Бог творения, поставщик солнечного света, пресной воды и жизненных веществ в природе (леса) - считается, что он является ведущим богом четырех главных богов.
Кане также - морская ракушка, которая, будучи помещенной в воду, превращается в лодку для путешествий между островами.
  • Ему не допускается никаких человеческих жертвоприношений 
  • 27-я ночь лунного месяца - его священный день 
  • Кане вместе с Каналоа открыли источники пресной воды в сухих районах
  • атрибуты поклонения (кинолау): Kō (сахарный тростник), цветы 'Ōhi`a lehua и 'Ohe (бамбук)

Жена Кане - Na 'wahine (Uliuli, Uli) 

Ули является высшим проявлением универсальной женской энергии, Богини Безмятежности. Ули, первая дочь Каиве, также почитается как Малама, богиня Луны. 

Ули, как Улинана-поно, была тем, кто видел все, что сделал человек, когда был прав. 
Как Ули-нана-хева, она также видела все то, что сделал человек, что было не так. 

Ули, жена Кане, энергия жизни на Земле

Вместе Кане и Ули  создали Каналоа, Ку и Лоно - их первых трех сыновей. 
У них также было три дочери: Тапо, Хина и Лака, которые вышли замуж за Каналоа, Ку и Лоно.

В большинстве религий народов Земли, энергия жизни пронизывает собой весь мир и является энергией женственности (женской). Гавайцы называют ее mana - и это не просто энергия жизни, это энергия жизненной силы, силы духа и силы разума.
Это больше, чем в других верованиях. Ну или шире.

Человек без энергии богини немотивирован - не движется к действию. 
Мужская энергия - это форма, но ее фея, создатель жизни - создатель Маны - это женщина. 
Потому что именно она создает жизнь, и поэтому она приносит телу энергию жизненной силы - Ману.

Кане и Ули живут в божественном "раю" Хунамоку, куда приходят после смерти и души всех людей (в современной версии - всех "праведников", но у гавайцев вряд ли было такое понятие).



2. KANALOA

Каналоа - правитель Мирового океана и, следовательно, правитель жизненной энергии mana
Каналоа - это каналы или воронки mana, которая от Изначального бога Ио с помощью создателя всего живого Кане струится по жилам Мироздания в буквальном смысле - в водах жизни (реках и ручейках), в соках растений, в телах живых существ.
И все эти "каналы" для жидкостей и сами жидкости - это Каналоа. 

Поскольку Каналоа является правителем Маны, в некоторых случаях он также призван облегчить или рассеять болезнь (см. песню Pule Hee).

Каналоа, бог вод

Каналоа - Господь Юга. 
Когда пришли христианские миссионеры, они решили, что Каналоа - дьявол, изгнанный с небес. "Мы не считаем, что это верно, потому что христианская церковь имела историю местных божеств как дьявола, как, например, бог Пан в Западной Европе" - говорит Леинани Мелвилл (да и Сатана - тоже падший ангел - прим.авт.). Но у гавайцев богов-негодяев, намеренно портящих жизнь человеку - нет. Даже бог акул и богиня вулкана не являются негативными - и это удивительное отличие их убеждений от многих нам известных.

Капо, или Тапо - жена и женский аспект Каналоа. 
Капо также является одной из семи сестер Пеле и одной из богинь танца Хула.

Сегодня оба этих бога немного ушли в тень, их не часто упоминают.
Возможно, потому что часто Кане и Каналоа стали рассматриваться как две стороны одного и того же бога, вызывая создание как на суше, так и на море.

3. LONO 


Лоно (Лоуно)- бог обучения, и интеллект, и как Лоно-ика-макахики, бог свободы в конце года. 
Лоно - властелин востока.
Он - Бог мира, сельского хозяйства и плодородия, а также бог природных явлений, таких как облака, дождь и ветры. Бог культивируемых, аграрных продуктов, особенно таро (сладкий картофель).
У Лоно около 50 форм почитания (сравните у Кане - 70), в т.ч.: Лоноикамакахики - бог-покровитель Макахики, фестиваля осеннего урожая 

Святилища хеиау создаются для молитв Лоно о дожде и обильных урожаях. 
Ему предлагают продукты садов, а иногда и свиней, но никогда не жертвы людей.

Тату Бога Лоно
О нем пишут книжки. Его активно вырезают из дерева и татуируют:

Но что удивительно - найти рисунки с его изображением мне так и не удалось. 

Хотя любых других богов - сколько угодно (в том числе - его жены богини Лака).



Кстати сказать, у гавайцев сотни лет была легенда о "втором пришествии Лоно" на незнакомом судне, белокурого и с удивительными подарками, в праздник урожая - и именно так, и в это время, на Гавайи прибыл Джеймс Кук.

Именно по этой причине, а не от дикарства и любви к стеклянным бусам, гавайцы поначалу так радушно его встретили. И только когда он их не просто разочаровал, совершенно разорил (для нужд своего плавания), а потом надругался над их святынями - они всего лишь (!) утащили шлюпку (не так уж много в качестве компансации).
Но когда Кук в гневе приплыл на шлюпкой и захватил в плен их вождя ("пока не отдадут назад шлюпку", но его просто никто не услышал, такое поведение - табу, даже тени вождя касаться нельзя) - его просто убили. А тело, разрубив на много частей (для многих вождей) принесли в жертву богу войны. (полная история об этом - тут: "1778г. Первые европейцы на Гавайях, или А вы знаете, что "аборигены" на самом деле НЕ съели Кука?").
Так что Кук получил вполне по заслугам :)).

Прибытие Кука на Гавайи. Обратите внимание, сколь достойно выглядит быт гавайцев - редкая картинка :)

Лоно любил спускаться с небес по радуге и прибою (многие фигуры в гавайской мифологии любят это), Там он влюбился и женился на смертной женщине Кайкилани.
Ее красота была настолько интенсивной, что он часто ревновал ее, и однажды был настолько убежден, что она была неверна, что он поразил ее своими божественными способностями. Но раскаялся, и долго бродил по острову, оплакивая ее.
В ее память Лоно установил Фестиваль Макахики, который длится с октября по февраль - сезон дождей (дождь считается слезами Лоно по поводу потери Каикилани).
Впрочем, другие мифы говорят, что дождь - это слезы Вакеа (Неба) по поводу отделения от его жены Папы (Земли). 

Позднее он женился на богине Лаке.

Лака - жена Лоно и воплощает его женский аспект. 
Богиня плодородия и деторождения, любви и красоты

Как одна из самых известных сестер Пеле, Лака является одним из главных божеств Хулы и танцорам хула дарует способность любить.
Её часто олицерворяют с одной из сестер Пеле, Хиякой - но чаще все-таки воспринимают как отдельное божество. Ее любимые цветы - красные цветы лехуа, их преподносят ей как божеству перед началом занятий хула.

Богиня садов Лака


4. KU 

Ку - гавайский бог войны и бог Севера.
Он обладает огненной булавой, которая горит душами богов, демонов и смертных, которых он лично убил в бою. 
Ему единственному приносили человеческие жертвы (с приходом Паао).

До 1125 года в гавайской космогонии не было ни бога войны Ку, ни человеческих жертвоприношений.
Неслучайно то время (а это ок.1000 лет!) называют золотыми веком Гавайев.

Ку и его проявления, такие как Ку-ка-илимоку (Ку, людоед островов - личный бог короля Камехамеха, I), были доставлены на Гавайи жрецом Паао, и когда это произошло, первоначальный порядок - и веры, и жизни - был свергнут. 
Когда же Ку стал главным богом Гавайев, сбалансированная система, в которой мужчины и женщины были равны (!), была свергнута. Сегодня Ку является преобладающим божеством в святилищах Хеиау на Гавайях, и поэтому женщинам не разрешают там появляться. 

Ку. авайский бог войны

Хина  - женский аспект Ку. Во многих ритуалах Хина считается, облегчает процесс телесного исцеления, поскольку большинство хеиау сегодня посвящены ее мужу, богу войны.

Это не богиня Луны, а ее тезка :))).


Вакеа и Папа. Происхождение Земли

И вот тут становится снова не очень ясно, т.к. куму, начертившая это "родословное древо" гавайских божеств, не дает особых пояснений.
Но говорит, что Wakea - отец Земли, и преобладающее божество богов и богинь природы.
А Papa - мать Земли, которая также известна как Хаумеа (богиня, помогающая в родах). Ее также называли Ка-луахин. 

Papa и Wakea
И что Хонуа - это их ребенок и существо, которое есть земля.
Ну... прямо скажем, не привычная идея - но как не поверить kahuna. которая еще и родословия богов может вычерчивать? 
Вы как хотите, но кахунам я верю больше чем этнографам, даже гавайского происхождения, и даже работающим в музее Бишоп на Оаху.

Тогда выходит, что Papa и Wakea были духами, божественной природы, а не чем-то вещественным - также как Кане, Лоно и Каналоа. Это боги определенных форм природы, их Дух, если угодно - но не сама форма.
Как и у нас есть тело и есть дух.

Хонуа, земля.

Запутанность и многообразие мифов и параллельных сюжетов

не должны нас удивлять. Ведь еще с приходом Паао началось уничтожение коренной гавайской веры, из которой исчез Ио, изначальный Бог, и в которой появился Ку - бог войны, которого прежде не было.

Он же начал выкашивать шаманов, при котором уже тогда они стали изгоями на многих островах. А вместе с ними, в отсутствие пиьсменности, стали исчезать и уходить в подполье знания. А вера людей - обрастать новыми мифами.

К ним добавились все те, которые привезли миссионеры, запутав все что можно. Они так рьяно боролись с язычеством, прямо огнем и мечом - что странно, что остались хоть какие-то обрывочные источники.

Которые активно заполняются источниками "близких к Гавайям полинезийских и иных островом Океании". Которые я, освоив 2 книги мифов Океании, никак не могу назвать "близкими" - это вообще нечо иное, воинственно-кровожадное. Если бы у гавайцев тоже были такие мифы, как на каких-нибудь Фиджи или в Новой Зеландии - до нас и капли Духа Алоха сегодня бы не доршло...
Но историки и этнографы на этот момент внимания не обращают, и все сращивают и сращивают культуру и мифы разных стран Океании в одно единое целое (см. К.Луомала "Глос ветра", известная ученая с Оаху - как пример).

Так что с противоречиями в мифах Гавайев нам, по всей видимости, придется смириться также как с противоречиями и вопросами без ответов в нашей истории времен Сталина, например. Концов сегодня уже просто не найти.


автор статьи Елена Шандрикова
по материалам www.slideshare.net/malama777/akua-14427139



 


Комментариев нет:

Отправить комментарий