О богах AKUA, духах-покровителях рода AUMAKUA и божественных людях KUPUA

В соответствии со сказанием о сотворении мира Кумулипо, с тех пор как появились земля  и небо, и два сына их дочки дали начало всей природе и всему человечеству - множились земные формы, множились и боги, дававшие им жизнь. 

Таким образом, на свете появились, полубоги, или купуа, которых следует отличать от акуа -  истинных божеств.
Гавайцы разделяют существа по степени божественности их mana (духа, разума) на:
  1. акуа - богов, 
  2. аику — их духов-потомков, проявляющихся в виде животных и помогающими человеку, 
  3. и купуа — обожествленными людьми.

1. Акуа - истинные Боги

В первую очередь, это 4 главных бога Гавайцев (и всех аборигенов Океании):

  1. Кане - бог-создатель, податель жизни всему живому на земле, создатель многих богов "второго порядка",
  2. Лоно - бог мира, земледелия и ремесел, 
  3. Ку - бог войны,
  4. и Каналоа - бог океана и океанских ветров.
Миф о них, а также сакральный аспект каждого из них (три аспекта сознания человека: ум, сердце и дух) можно прочесть по ссылкам.

Но также к Акуа относятся любимые гавайцами боги-силы природы:

  1. Пеле - богиня огня (вулканов),
  2. Хина - богиня Луны,
  3. Ла'амаомао - богиня ветров,
  4. Ma'iola - бог-целитель,
  5. Mauliola - бог здоровья.
Впрочем, возможно это не всё :)). Скажем, как насчет богини снежных гор Полиаху? Или сестры Пеле Хияки? Думаю, они и все им равные божества - тоже акуа для гавайцев.

В отличие от Мауи, Раты, Тафаки и других героев ранга наших богатырей или, даже точнее - греческого Геракла (который был сыном бога и женщины).

Богиня цветов смотрит на людей

2. Аумакуа и аику - божества-покровители

Когда рождается ребенок в союзе Акуа и человека - гавайцы говорят, этот бог становится покровителем всего рода своего потомка, aumakua.
Это уже как бы родовой тотем получается.
А ребенок, само собой, в таком союзе рождается как kupua - полубог.

Но бог, покровительствуя своим подопечным людям, сходит на землю в образах растений и животных (тотемных, характерных для него).
Когда люди ощущают в них божественную силу, особые знаки для себя, помощь и т.д. - они говорят об этом животном аику - подразумевая, что такой-то бог акуа (их покровитель) в этом момент вошел в тело этого животного, чтобы оказать ему помощь.

Этот момент трогательно показан в мультфильме "Моана", где, правда, не сам Акуа, а дух бабушки-шаманки героини после ее смерти вселяется в ската, который плывет впереди лодки Моаны, указывая ей путь. И в тот момент (пока этот скат сопровождал Моану) о нем можно сказать, что в нем -  аику ее бабушки.



Доп.инф. см. в рубриках мифов и "тайных знаний" в бок.меню сайта.

3. Купуа, божественные люди


Природа полинезийских купуа подробно описана в 29-й главе «Сказания о Лаиэ-и-ка-ваи», где сестры Аи-вохи-купуа стараются успокоить свою госпожу, испуганную предложением стать женой бога Солнца, живущего на небе <…> 

Купуа происходит от богоподобных родителей и наследует от них или от другого члена семейной группы божественную силу, или ману, обычно какой-либо ее вид; он типичный герой ранних гавайских сказаний. 

Свой божественный ранг он обретает, выиграв соревнование с соперничающим купуа или предком, от которого он требует и признания, и какого-либо дара. 
Он может перевоплощаться в животное, предмет или природное явление, и они служат ему «знаком», или «телом», в котором он может являться людям, и ему подвластны все животные и все предметы этого класса. Не только небесные тела, облака, штормы и знаки на небесах, но также запахи и пение птиц могут служить ему, а отдельные виды птиц, рыб, рептилий и таких животных, как крыса, свинья, собака, особенно удобны для обитания в них божества. В их оболочке духи-стражи семьи, аумакуа, являются, чтобы следить за благополучием семьи, которую они охраняют.

Когда полинезиец взывает к богу, он обращается к духу или умершему родичу, который является его божественным помощником. Дух сильнее человека. Отсюда обычай класть на могилу тяжелый камень, чтобы дух оставался под землей. Его сила возрастает, если ему воздают молитвы и приносят жертвы, что называется «кормлением» бога.
Молитва.

Помимо способности к перевоплощению купуа владеют другими сверхъестественными способностями: летать, по желанию уменьшаться и увеличиваться в размерах, видеть то, что происходит на расстоянии, возвращать умершего к жизни. 
Рождение купуа в качестве земного человека, чему предшествует какое-нибудь знамение с небес, всегда сопровождается разными чудесами.

Божества в виде птиц — низшие в небесной теогонии — являются обычно посланцами, гонцами высших богов. Наиболее часто встречающиеся в гавайском фольклоре птицы-гонцы — кулик, ржанка, камнешарка — мигрируют с апреля по август и потому восприняты полинезийцами как естественные гонцы за обычные пределы.
 
Джилл пишет, что о своем появлении боги некогда сообщали с помощью маленьких земных птиц, как во время визита Лаиэ-и-ка-ваи к Кауакахи-алии (Myths and Songs, с. 35).

Обычно его воспитанием занимается обладающий сверхъестественными способностями опекун и купуа взрослеет не по дням, а по часам, и невероятно много ест, что является доказательством его божественной природы, потому что в Полинезии только вождь имел возможность удовлетворять повышенный аппетит. 
Необходимость в «удовлетворении повышенного аппетита» диктовалась тем, что, по представлениям гавайцев и других полинезийцев, упитанность являлась мерилом красоты.

Он также очень красив, искусен, силен, умен и во всем превосходит любого соперника. Его приключения мало чем отличаются от приключений других легендарных героев. 
Как правило, он совершает путешествие на небеса с целью получить подарок от божественного предка, и это путешествие с немалой изобретательностью подробно отражено в сказаниях и легендах. 
Героя сажают на облако или на птицу, на быстро растущий бамбук или паутину, на свисающую с неба ветку или на радугу, и оказавшись наверху, он обнаруживает свое родство с богами либо при помощи каких-то присущих ему знаков, либо при помощи «именной» песни, рассказывающей о его рождении и родословной; на небесах он проходит испытание в силе и утверждает свое право на долю в семейных ценностях.
Если купуа совершает что-то на земле, то это обязательно какое-нибудь чудо. 

Часто его божественная природа проявляется и в неумеренной лени :)). 
Пока мужчины из его свиты совершают невероятные подвиги, он пребывает в бездействии и подвергается укорам, тогда, топнув ногой или взмахнув рукой, он меняет форму гор и долин (Кстати, чем не наш Илья-Муромец?). 

В качестве культурного героя он может одаривать человечество, учить его искусствам, знание которых сам получил от богов, насыщать голодных огромным количеством рыбы, выловленной с помощью чудесного крючка, или богатым урожаем. 
Иногда мстит сопернику-полубогу, если тот причинил зло его родственникам или покровителю, с помощью хитрости одерживает верх над вредным акуа.

На земле он поселяется навсегда, только нарушив обычай купуа или проиграв в соперничестве с более могущественным купуа; и тогда он превращается в камень. 
Таким образом объясняют происхождение многих камней на островах. Им поклоняются как обиталищу богов. В других случаях купуа отправляется на небо или в подземный мир, откуда он тоже может помогать своим потомкам на земле, если они его почитают. Обретать земное воплощение и являться потомкам купуа могут по многу раз.



автор статьи Елена Шандрикова.
по материалам исторической справки Беквит
к "Сказанию о Лаиэ-ка-вай"



 


Комментариев нет:

Отправка комментария