Соревноваться или нет? Критерии судейства в гавайских танцах

/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/
До сих пор на Гавайях идут неофициальные дебаты, которым уже не мало лет.
В первую очередь - о традиционных стандартах и современных новациях, а главное - о том, что считать "профессионализмом" в практике хула в сегодняшнем мире.

Ведь существует огромная разница между оценкой выступления хула (часто характеризующейся спонтанностью, чувствами) - и соревнований хула, которым как правило предшествуют недели и даже месяцы практики и приготовлений.


От выступлений хула зрители хотят просто насладиться общим эффектом представлений гавайских танцев, включая их костюмы, экспрессию танцев и даже возраст танцоров. 


Дети не должны делать ошибки. в том числе сбиваться с ритма, спотыкаться или падать. 

А от групп  очень пожилых танцоров частым ожиданием является появление на сцене их kupuna (очень мудрого учителя), который при этом имеет "традиционно" внушительный и забавный вид одновременно.


Купунам никогда не делают замечаний, не поправляют им ошибки - потому что они никогда их не делают!
Все движения и шаги танцев говорят о том, как прекрасны наши родные и любимые, и что весь мир вокруг и всё в мире есть pono - гармония.

Этот вид представлений хула обычно существует исключительно для развлечения зрителей, веселья и приобщения вместе с танцорами к той радости хула, которую она излучает в совей самой полной и лучшей форме.
Однако ценители наивысшего искусства хула всегда ожидают от танцоров высочайших стандартов исполнения техники вне зависимости от того, соревнования это или нет.

Стандарты судейства hula

C другой стороны, соревнования хула могут иметь очень  высокую планку требований и даже быть жесткими.
Некоторые традиционные куму говорят по этому поводу, что "современные конкурсы слишком сильно основаны на стремлении танцоров переиграть друг друга, что создает у участников агрессивное отношение-мотивацию, сверхамбиции" и это "совершенно не по-гавайски".



Другие куму указывают на то, что гавайцам не чужд дух конкуренции, и еще в древние времена у них были многие игры, основанные на соперничестве. 


Не прекращаются также и споры вокруг западного подхода к отношения между людьми, акцентированном на деньгах, и традициями щедрости и обмена островитян - и где находится золотая середина в 21м веке.
В силу столь разных мнений появляется всё больше соревнований хула самых разных видов.
 
Для тех куму, кто является официальными судьями соревнований, малейшее отклонение в костюмах танцоров, технике или исполнению молитвенных речитативов (chants) означает снятие очков. Это особенно справедливо, если выступающих много, а наград мало.
В итоге порой группа танцоров выглядит как команда бурильщиков, работая исключительно сплоченно и в унисон.
В разных соревнованиях могут быть различны критерии оценки выступлений, могут присутствовать разработанные шкалы оценок, но их может и не быть.

Оценка выступлений по фиксированной шкале производится подсчетом баллов по каждому из следующих пунктов с присвоением от 1 до 5 баллов:

1. Представление гавайского языка:
  • стиль речи и произношение,
  • голос и вокальные переходы, интерпретации,
  •  общее впечатление, вызываемые эмоции
  • стиль исполнения chant / музыкальная презентация
2.  Костюмы:
  • выбор материала,
  • дизайн и как костюм "сидит",
  • наряд чантера (певца)
3. Украшения:
4. Танец (техника):
5. Танец (креативность):
  • вход и выход
  • хореография
  • суммарный ээфект

 Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные


Комментариев нет:

Отправка комментария