/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/
До сих пор на Гавайях идут неофициальные дебаты, которым уже не мало лет.
В первую очередь - о традиционных стандартах и современных новациях, а главное - о том, что считать "профессионализмом" в практике хула в сегодняшнем мире.
Ведь существует огромная разница между оценкой выступления хула (часто характеризующейся спонтанностью, чувствами) - и соревнований хула, которым как правило предшествуют недели и даже месяцы практики и приготовлений.
Купунам никогда не делают замечаний, не поправляют им ошибки - потому что они никогда их не делают!
Все движения и шаги танцев говорят о том, как прекрасны наши родные и любимые, и что весь мир вокруг и всё в мире есть pono - гармония.
Этот вид представлений хула обычно существует исключительно для развлечения зрителей, веселья и приобщения вместе с танцорами к той радости хула, которую она излучает в совей самой полной и лучшей форме.
Однако ценители наивысшего искусства хула всегда ожидают от танцоров высочайших стандартов исполнения техники вне зависимости от того, соревнования это или нет.
Для тех куму, кто является официальными судьями соревнований, малейшее отклонение в костюмах танцоров, технике или исполнению молитвенных речитативов (chants) означает снятие очков. Это особенно справедливо, если выступающих много, а наград мало.
В итоге порой группа танцоров выглядит как команда бурильщиков, работая исключительно сплоченно и в унисон.
В разных соревнованиях могут быть различны критерии оценки выступлений, могут присутствовать разработанные шкалы оценок, но их может и не быть.
Оценка выступлений по фиксированной шкале производится подсчетом баллов по каждому из следующих пунктов с присвоением от 1 до 5 баллов:
1. Представление гавайского языка:
2. Костюмы:До сих пор на Гавайях идут неофициальные дебаты, которым уже не мало лет.
В первую очередь - о традиционных стандартах и современных новациях, а главное - о том, что считать "профессионализмом" в практике хула в сегодняшнем мире.
Ведь существует огромная разница между оценкой выступления хула (часто характеризующейся спонтанностью, чувствами) - и соревнований хула, которым как правило предшествуют недели и даже месяцы практики и приготовлений.
От выступлений хула зрители хотят просто насладиться общим эффектом представлений гавайских танцев, включая их костюмы, экспрессию танцев и даже возраст танцоров.
Дети не должны делать ошибки. в том числе сбиваться с ритма, спотыкаться или падать.
А от групп очень пожилых танцоров частым ожиданием является появление на сцене их kupuna (очень мудрого учителя), который при этом имеет "традиционно" внушительный и забавный вид одновременно.
Все движения и шаги танцев говорят о том, как прекрасны наши родные и любимые, и что весь мир вокруг и всё в мире есть pono - гармония.
Этот вид представлений хула обычно существует исключительно для развлечения зрителей, веселья и приобщения вместе с танцорами к той радости хула, которую она излучает в совей самой полной и лучшей форме.
Однако ценители наивысшего искусства хула всегда ожидают от танцоров высочайших стандартов исполнения техники вне зависимости от того, соревнования это или нет.
Стандарты судейства hula
C другой стороны, соревнования хула могут иметь очень высокую планку требований и даже быть жесткими.
Некоторые традиционные куму говорят по этому поводу, что "современные конкурсы слишком сильно основаны на стремлении танцоров переиграть друг друга, что создает у участников агрессивное отношение-мотивацию, сверхамбиции" и это "совершенно не по-гавайски".
Другие куму указывают на то, что гавайцам не чужд дух конкуренции, и еще в древние времена у них были многие игры, основанные на соперничестве.
Не прекращаются также и споры вокруг западного подхода к отношения между людьми, акцентированном на деньгах, и традициями щедрости и обмена островитян - и где находится золотая середина в 21м веке.
В силу столь разных мнений появляется всё больше соревнований хула самых разных видов.
В итоге порой группа танцоров выглядит как команда бурильщиков, работая исключительно сплоченно и в унисон.
В разных соревнованиях могут быть различны критерии оценки выступлений, могут присутствовать разработанные шкалы оценок, но их может и не быть.
Оценка выступлений по фиксированной шкале производится подсчетом баллов по каждому из следующих пунктов с присвоением от 1 до 5 баллов:
1. Представление гавайского языка:
- стиль речи и произношение,
- голос и вокальные переходы, интерпретации,
- общее впечатление, вызываемые эмоции
- стиль исполнения chant / музыкальная презентация
- выбор материала,
- дизайн и как костюм "сидит",
- наряд чантера (певца)
- традиционность используемых материалов и их соответствие танцу,
- стильность и мастерство изготовления,
- суммарная привлекательность их всех в целом и в группе
- шаги (чистые движения, ритм),
- жесты рук (наполненные значением, и при этом выполненные с традиционным балансом и грацией хула),
- поза (правильная поза танцора хула и использование разных уровней положения тела)
- общее впечатление (эмоции/совокупный эффект)
- вход и выход
- хореография
- суммарный ээфект
Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные
Комментариев нет:
Отправить комментарий