История костюмов танцоров хула от древности до наших дней

/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/

1. Костюмы для древнего стиля Kahiko

  • Мужчины
 Сегодня, как и во времена древних традиций, мужчины по-прежнему танцуют босиком и чаще всего одевают malo (особую набедренную одежду-повязку, см.фото).

В особых случаях это будет большой кусок kapa (особой, очень легкой  гавайской ткани, сделанной из коры), обернутый вокруг бедер весьма декоративно, создавая некий эффект облака:





Изготовление капы (или тапы) - дело весьма кропотливое, поэтому сегодня, конечно, обычно вместо нее используют хлопок.

Юбки из листьев были прежде, д и сегодня менее часты, но они изготавливаются из настоящих листьев ti, травы pili или резаных листьев lauhala, которые просвечивают и издают щелкающие звуки во время движений танцоров.


Как делают эти юбки на Гавайях, можете посмотреть в этом видео:


До прихода первых европейцев мужские наряды порой составляли одни обвязки вокруг паха, сплетенные из olona. или вовсе ничего :). Последнее, по некоторым источникам, происходило в определенных закрытых храмовых церемониях. когда обнаженность являлась неким знаком, символом во всем представлении. По другим сведениям, воины часто шли на битвы бритоголовыми и с покрытыми маслом kukui телами, чтобы сделать себя менее уязвимыми в рукопашной схватке. И потому многие древние танцы танцевались полу- или полностью обнаженными мужчинами.

Хула может рассказывать длинные эпические истории, в которых перечисляются деяния богов, в которых участвуют сотни танцоров (!). Это весьма заманчиво даже просто вообразить столь масштабное событие, требующее причем особых костюмов для танцоров - хотя, конечно, подобное было так давно, что доказательств попросту не существует.
Говорят, что для танцев, изображавших животных или даже монстров, к костюмам обычным добавлялись особые головные уборы или частичные "звериные" элементы одежды, но и это также только истории :))).

  • Женщины
В древние времена женщины также танцевали босыми, и топлесс. Первые западные мореплаватели описывают в своих заметках, что они танцевали в pa'u - юбке из тапы (капы), которая прикрывала нижнюю часть тела.

Сегодня женщины даже кахико танцуют полностью одетыми,  также в юбках pa'u. верх традиционно оставляет руки открытыми - это может быть как топ, так и бюстгальтер, чаще из современных тканей, но с украшениями из травы и щелкающих листьев lauhala.


Или юбки просто шьются в несколько слоев, создавая пышный эффект качества ткани капа, и украшаются стилизованно, гавайским геометрическим рисунком (характерным для украшения их предками тканей из капы).


  • Татуировки
Этот элемент уже не специфичен для хула, но вполне законно может быть включен в костюм танцора как его часть.
Самой важной функцией древних татуировок было отображать происхождение человека от 'aumakua - семейных предков-покровителей.
Многие рисунки могли покрывать довольно большие площади кожи, от запястий до лодыжек, через весь торс и даже до половины лица.
Татуировки, используемые разными группами воинов, не мог наносить себе никто кроме них самих.


И для мужчин, и для женщин современный костюм для kahiko по-прежнему опирается на древние традиции - не важно, будет он при этом сделан из трав или пошит из тканей.
На соревнованиях и фестивалях хула костюмы являются важной их частью, потому что каждый их элемент - цвет, формы рисунков на ткани и т.д. - часто ассоциируется с теми или иными гавайскими божествами или историческими персонажами, в честь которых танцуется хула. А значит, свобода творчества в костюмах для кахико, была и будет достаточно ограниченной.

2. Костюмы для современного стиля 'Auana

Сегодня поле для творчества в создании костюмов для этого стиля хула открыто очень широко, и по сути ограничено лишь тем, насколько они хорошо покажут себя "в деле". Также, костюмы для гавайских танцев всегда отражают так или иначе принадлежность танцоров конкретным школам (халау) и личность их руководителя (куму). Ну и, само собой, они должны в точности соответствовать тому, о чем поется в песне, которую они танцуют.

Гости островов часто изумляются тому, что более века задокументированной истории Гавайев (письменность у них появилась только в 1820) - весьма популярна и отражена в хула. Стиль 'Auana, появившись при короле Калакауа в 1870-80х, прошел через ступени трансформации в 1930х, - 40, 60х и 70х - и продолжает свой путь перемен в наши дни. Исторические костюмы каждого из этих времён очень различны, и очень популярно их использование в представлении песен соответствующих "эпох" хула.

  • Мужчины 
 Прекрасный пример мужского костюма ранней 'auana пришел из эры Калакауа. Немало публики бывает смущено на представлениях, видя как мужчины танцуют хулу в длинных брюках и рубашках с рукавами - но именно так можно было танцевать во времена засилья "законов миссионеров", категорически запрещавших оголять руки и ноги. Брюки могут быть "прикрыты" юбками из травы ti. Стопы босые.


 Еще один вариант стандартного дизайна костюма тех лет - это белые рубашка и брюки с красным каммербандом (широкий пояс-кушак) - этот простой привлекательный вариант также носят музыканты.








Отражая композиции хула несколькими декадами лет позже, мужчины одеваются в различную западную одежду, подчеркивая этот этап гавайской истории - появление железных дорог, полиции, разных видов спорта (и их униформы), ковбойское снаряжение (это любимая одежда танцев paniolo), круизных нарядов и даже появившихся тогда шортов для сёрфинга. Шляпы, кепки и множество иных аксессуаров применялись и смотрелись отлично, включая даже такие как рыболовные сети, автомобильные домкраты и лассо.

Ну и мужчин также можно увидеть в медленных, романтических танцах - как соло, так и в группах - одетых в простst рубашку и брюки, смягченную исполнением в гавайском стиле алоха. Независимо от костюма и эпохи танца, мужчины всегда танцуют босыми.


  • Женщины
Появление на сцене хула женщины в стиле 'auana также произошло в правление короля Калакауа, когда европейские стандарты в одежде давлели над Гавайями, и они означали длинные платья с высокими воротниками. Таков был принятый стиль самых первых костюмов хула для женщин на королевском корте (площадке для выступлений).


Часто на ногах была обувь на низком каблуке - поразительное исключение из общего правила хула "танцевать босиком".
И сегодня в 'auana, как в далеком прошлом, можно увидеть группы, танцующие в широкополых шляпах с перьями  танцы времен королевы Лили'уокалани - составляя поразительный контраст танцам с простых костюмах стиля кахико.Такие сложные костюмы очень популярны в исторических танцах хула, хотя они могут быть весьма дорогими (сотни долларов). Есть лишь один резон для столь больших расходов - это соревнования танцоров, ведь hula 'auana оценивается по тотальному эффекту, включая в том числе как rhасоту самого танца, так и красоту и соответствие танцу костюмов и аксессуаров.

Чуть позже, когда королеву свергли (начало 20 века) и начался период так называемой "Территории" хула проникла в Голливуд и шоубизнес (где была донельзя примитивизирована и переврана, о чем можно прочесть по ссылке - прим.перев.). 
Подтрунивая над этим, танцуя танцы того времени, танцоры могут одевать китчевые юбки из целлофана всех цветов радуги. Впечатление дополняют бродвейские мелодии "хула" и бюстгальтеры из кокосовых скорлупок.

Однако этот исторический период имеет большое преимущество - огромный репертуар любовных песен и романтической хула, с утонченным пением в качестве аккомпанемента. В ряде вариаций танцев, солист может скользить по сцене в красном вельветовом платье holoku без бретелек. а вся труппа за ним появляется в одеждах стиля mu'u - украшенных алоха-принтами или напоминающих публику пляжа Вайкики. А их движения рассказывают о красоте лунной ночи, мягком морском бризе и запахе цветов.

Как и в ситуации с мужчинами, костюмы танцоров так или иначе отражают личность их куму, ее стиль и представление, и в той же мере - соответствуют тому, о чем поется в меле - а судьи оценивают не только танец, а тотальный эффект от каждого выступления.
Но даже в тех случаях, когда вполне приемлем "Лас-Вегас-стиль" для костюмов, некоторые куму стиля ауана сознательно выбирают самые простые из возможных цвета и дизайн костюмов - потому что хотят  сфокусироваться на красоте самого танца, нежели на кричащем эффекте броских костюмов.

Авторский перевод Е.Шандриковой,
часть иллюстраций оригинальные




Комментариев нет:

Отправка комментария