Искусство хула, уходя корнями в свое древнее прошлое, сегодня существует в двух стилях, ключевые различия между которыми могут быть представлены в следующем виде:
Даже этот краткий и неполный перечень отражает большие различия, существующие между этими двумя стилями.
Hula Kahiko
В отличие от представлений в 1880-х, в период правления короля Калакауа и таких выставок, как в 1930-х в Lalani Village, древняя хула была почти неизвестной вплоть до 1965 года. Маленькие группы танцоров, учителей и учеников древней хула хотя и существовали, но практически "виртуально", то есть никогда не выходя на публику - популярные выступления хула в отелях на Вайкики бич (Гонолулу) продолжали оставаться нормой и восприниматься как "это и есть гавайская хула".Собственно, до начала Гавайского Ренессанса даже сами гавайцы в массе своей не осознавали, что такое есть хула kahiko, а многие просто боялись его силы и энергии. Они держали своих детей в стороне от ее изучения, и стремились отдавать их обучению hula ku'i - первоначальной новой версии хула, появившейся в период правления Калакауа. Этот гибрид постоянно обновлялся в стемлении отойти как можно дальше от всего того, что раздражало христианских миссионеров и верующих, превращаясь в современную, известную нам сегодня hula 'auana.
Всё это загнало hula kahiko глубоко в андеграунд, в подполье, сохраняясь в тайне благодаря нескольким семьям, танцевавшем его в поколениях.
Когда же она вновь вышла на свет в 1970-х, электризующая сила этого стиля вызвала огромный интерес.
Основным "музыкальным инструментом" для нее было, по сути, тело человека, т.к. нередко она исполнялась под специфическое сопровождение hula pa'i utauma (танец в сопровождении "грудных ударов", cheest-beating, мне не удалось найти фото или видео - прим.перев.). Правда, полностью "грудные" танцы, которые исполнялись танцорами-мужчинами в специальных ритуальных местах для священных танцев, увы, потерялись в истории. Сегодня мы можем видеть главным образом только hula pahu (танец под аккомпанемент барабанов).Но, так или иначе, важность сохранения традиций победила религиозные осуждения, из-за которых этот стиль хула так долго был под запретом. Многое было потеряно навсегда, многое было пережито, чтобы добавлять что-то в космос hula kahiko. Никто не должен бояться силы и энергии hula kahiko - наоборот, ее сила должна использоваться с мудростью, ведь именно она помогла устоять в трудное время и хуле, и гавайцам как нации. Kahiko глубоко уважаем ныне за его жизненность, священность и историческое содержание - и именно в силу этого уважения требует высочайшей точности исполнения в соответствии с традициями.
В hula kahiko обязанность учителей и учеников - танцевать точно до последней детали, включая такие "мелочи", как точный угол рук и даже выражение мимики. В полинезийской культуре семья как понятие объединяет в равной мере как живущих, так и умерших членов, и эти предки становятся 'aumakua (защитниками семьи), и ошибки в обучении и представлении kahiko воспринимаются как пренебрежение к кому-то и- предков, тогда как правильное представление есть проявление должного уважения к ним.
Hula 'Auana
Hula 'auana, с другой стороны, была и остается по отношению к древней kahiko огромным контрастом. Ее правила намного более формальны, хотя учтивость учителей и братство учеников присуще ей также, как и в древней хула - на автоматическом уровне. Однако самым ярким признаком хорошего учителя современной хула является глубокое прочувствование сути (постания) и наслаждения от каждого танца и способность транслировать их и обучать им много более, нежели безупречности технического исполнения.Диапазон hula 'auana - от детей, танцующих под песенки о морских созданиях, до взрослых всех возрастов, игриво флиртующих или воспевающих романтическую любовь, изображающую ковбоев или сёрферов, с восторгом объезжающих лошадей и океанские волны. В нее также входит и шуточная хула, главным содержанием которой является просто веселое настроение.
Но хотя танцы этого стиля существуют в основном "для туристов", вдали от коммерческих мест она также присутствует в форме lu'au, и исполняется на таких праздниках как рождение ребенка, окончание обучения в школе, свадьбах и семейных примирениях и воссоединениях.
Hula 'auana может представляться как мастерами хула, так и любителями. Несмотря на внерелигиозную основу, иногда она представляется в церквях в некоторых случаях, для детей и взрослых. Например, на похоронах в качестве элемента похоронного ритуала для приглашения любимых умерших в "фонд памятования предков" танцуются величественные танцы (в стиле кахико, об этом см. главу "Пять видов хула") - но по окончании церемонии, в холле прихода различные хула ауана часто представляются для семей и друзей усопших, и принимаются с благодарностью.
Оба стиля хула - кахико и ауана - изредка сосуществуют вместе в соревнованиях и иных публичных мероприятиях.
Самым известным из них является Фестиваль Мерри Монарх в Хило (Большой остров; и билеты на него достать настолько трудно, что даже многие островитяне вынуждены смотреть шоу только по ТВ или на дисках).
Так же, памятный случай произошел в древнем гавайском хеиау (святилище; о них см. статью здесь). В храме Улипо (Ulipo) на острове Оаху церемению открыли хула кахико и ритуальные песнопения (chanting). но затем, когда была подана пища, откуда-то появились гитары и укулеле, и началась хула ауана в честь праздненства - хотя и перед святилищем, а не внутри (такого, конечно, уже быть не может).
Государственные и частные школы также регулярно представляют оба танцевальных стиля. На каникулах и выходных (то есть во время отдыха) обычно представляют хула ауана, а на важных событиях вроде празднования Дня короля Камехамеха - представляются исключительно хула кахико. В целом сегодня можно справедливо сказать, что оба стиля процветают на Гавайях бок о бок - при том, что их различия уважаются всегда.
Но в любом случае, как бы дальше не развивались события, одного ожидать не стоит: что хула Санта Клаусу будет преподнесена в качестве посвящения огненной богине Пеле :))).
Впрочем, большим почтением и глубиной изучения были и будут отличаться старые, более традиционные танцы, и особую важность неизменно будет занимать передача глубинного послания танца, его смыслового содержания. Это - одна из ключевых задач всех учителей и танцоров хула кахико. Послания, сила и энергия должны быть полностью поняты и грамотно переданы зрителю (и ученикам), иначе трудные уроки истории Гавайев будут искажены и забыты.
Правила обучения и танца хула ауана гораздо более свободные (чем в стиле кахико), потому что у нее простые принципы: танцевать с наслаждением и вдохновением (творчеством).
Однако, каждый ученик хула начинает свое обучение строго с освоения стиля кахико - потому что именно этот стиль хула опирается на важнейшие ценности гавайской культуры и превозносит прекраснейшие качества и привычки поведения человека. И этот фундамент (вкупе с точнейшим освоением техники хула) в конеченом итоге дает ученику тот уровень владения танцем, что освоение танцев современного стиля уже не составляет для него никакого труда.
Обучение хула кахико - это, по сути, хо'опонопоно (путь постижения духовных знаний и гармоничного бытия). Без изучения его древних символов, энергий и традиций обучение хула будет несовершенным и поверхностным.
Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные
Комментариев нет:
Отправить комментарий