Луа, боевое искусство Хула


/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/

Изначально хула не была делом прекрасных девушек, плавно покачивающих бедрами.
В древние времена hula сопровождала религиозные обряды, ей развлекали гостей и друзей, реконструировали сражения и великие события. Ученые и мастера танца говорят однозначно, что первыми танцорами были только мужчины.

Более того, эксперты hula по мастерству в особом, «боевом» танце ранжировали мужчин как… воинов (na koa)!
Это дополнительное боевое искусство называлось loa. 


Хорошим танцором loa мог быть только весьма атлетичный мужчина, а лучших отличали дисциплина, ловкость, проворство – вобщем, все качества, нужные чтобы быть идеальным воином. Не удивительно, что именно лучшие танцоры loa становились личной охраной вождей ali’i – а позднее, в битвах, бывшие танцоры проявляли и бойцовский кураж, и все необходимые воинские навыки чтобы уцелеть.

Бой один на один в древних Гавайях был самым частым видом битвы враждующих армий, причем одними голыми руками, с минимальным оружием из дерева и камня…
Вот почему мастера hula и olohe, мастера loa – это по сути члены одного профессионального братства.

Танец-бой танцоров Луа

В мирное время воины поддерживали свое тело в форме, работая на фермах или в рыбной ловле; и если военная нагрузка была такова, что пища была важнее, они могли оставаться на этой работе даже в период войн. Также, они посвящали месяцы напряженным спортивным соревнованиям во время ежегодного сезона makahiki.

Результатом таких отношений hula и loa стали воины с великолепной физической подготовкой и стойкостью, силой духа, а в искусство hula добавилось много новых шагов и позиций, движений вперед и назад.

(танцы и тренировки современных танцоров луа см. на видео)



Т.к. главными задачами древней hula были уважение к богам и подготовка к войне, только самые умелые и сильные танцоры принимались на обучение в halau loa (школы loa). Аналогично, танцоры с годами философской подготовки, сакральных знаний за плечами, и только они, могли танцевать в храмах в честь древних божеств. Эта сакральная хула – hula kapu – никогда не выходила за пределы храмов, а ее танцоры считались потенциально опасными (силой своих знаний) и посвящали себя целиком в равной мере сакральным делам – поддержанию алтаря и молитвам богам.

(И, зная то, какой силой обладали мастера сакральных техник на Гавайях, ничуть не сомневаюсь в разумности такого подхода - прим.переводчика)

Кстати, в случае чего, и женщины участвовали с мужчинами в битвах плечом к плечу – однако любопытно то, что когда женщины начали танцевать hula, тематика танцев для них была ограничена чествованием героев рода, богинь, а также воспеванием красоты земли. И всё же, с самых давних времен, и для мужчин и для женщин, любовь во всех формах была и остается универсальной темой hula, передаваемой зрителям.

 Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные


Комментариев нет:

Отправка комментария