С 1959 Гавайи - 50й штат США. Хула от аннексии до наших дней

/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/

 Самый быстры эффект от смены статуса Гавайских островов с "территории" на штат США (в результате аннексии) заключался в появлении и огромном росте год от года федеральном государственном финансировании, которое поднимало местную экономику.

Множество туристов приезжало отдыхать на острова и множество новых отелей строилось для них. Спрос на женщин-танцоров хула оставался всё также высок, а хула менялась, но эти изменения носили косметический и редкий характер.
Бизнесмены быстро стремились коммерциализировать всё "гавайское", что только могли найти - помимо песен и представлений, это были также одежда, еда, украшения, сувениры, напитки, кухня и даже коктейльные салфетки и спичечные коробки!

В результате культурные лидеры Гавайев быстро поняли, что они должны закрепить права собственности на свои уникальные традиции - такие как хула, или они будут потеряны в процессе конвертации "Гавайев" делягами для массового употребления. И танцоры, одиночки и группы, начали работать, не теряя мысль о том, что они представляют свою национальную, аутентичную культуру - в голове. Так в течение нескольких следующих лет всё больше гавайцев начинали заново открывать для себя свою культуру и своё место в ней.

Две женщины вынесли на академический и узаконенный уровень знания о гавайской культуру в самых разных областях: доктор Mary Kawena Pukui (лексикограф, поэт, историк и лирик) и Nona Beamer (педагог Гавайского Университета и Школы Камехамеха, композитор, чантер (певец мелодий древней хула), автор).


Они и другие люди защищали культурную достоверность и искали следы, которые еще оставались от древней хула. Объезжая один остров за другим, они находили пожилых kupuna и через них открывали ценные знания (с их слов, по устной традиции).

Веком раньше несколько kahuna kumu hula (мастеров-учителей хула) отказались подчиниться миссионерским запретам и продолжали тайно учить небольшое число учеников на дому. Эти ученики, в свой черед, учили следующее поколение танцоров, которые обучали следующих - и только благодаря их преданности древним традициям, огонь аутентичности не погас в это время.
Сегодня лишь несколько прекраснейших kumu hula могут проследить свою хула-генеалогию до тех нескольких учителей-"ренегатов", кто отказался оставить свою культуру.


В 1963 году открытие Полинезийского Культурного Центра стало важным событием для таких людей как танцоры хула и участники разных национальных шоу изо всех уголков и островков Тихого Океана - для всей Океании.

Один крошечный период истории - с незаконченного 1819, когда древняя система правил-запретов kapu (табу) периода вождеств (см. Историю Гавайев, п.3) была упразднена и до 1820, когда на острова прибыли первые миссионеры - был частично восстановлен, и часть аутентичного культурного наследия вернулась в обиход коренных жителей.
Возбуждающая экспрессия, волна общественных ценностей, уже  на законных основаниях,  охватила неравнодушных гавайцев и чрезвычайно привлекала  туристов и исследователей на северное побережье Оаху.


'Iolani Luahine посвятившая всю свою жизнь хуле в честь богини Лака, в то время была очень популярной артисткой Вайкики.
Еще в 1930-х она пробудила в себе мощь древнего стиля хула и посвятила себя его преподаванию и выступлениям в Lalani Village и других школах и местах, где ценили и передавали традиции. Шаг за шагом, она последовательно и всё более заметно продвигалась в этом деле и преуспела настолько, что даже получила национальное признание, став представителем Гавайев на фестивале культур в Вашингтоне. Ее широкий репертуар, уровень знаний и бриллиант собственной личности очаровывали всех - как ее учеников, так и зрителей.


Гавайская музыка и хула продолжали развиваться в течение всех 60-х. Уровень выступлений, заданный фирмой Кодак Хула Шоу, который она держала среди всех других компаний, завоевал сердца сотен и тысяч туристов.

Что же о самих танцорах, то сверкание целлофановых юбок 1930-х-40-х лет, красных сатиновых holoku и белых леи из цветов гвоздики 50-х, теперь уступили дорогу новой волне перемен - с 60-х годов хула начинает восприниматься как многоликая, имеющая множество внешних форм в плане костюмов, но резко очерченная в два самобытных стиля:
  • хула древняя, строгая и неизменная - kahiko,
  • и хула современная - 'auana. это все вариации и новации, которые появились в хула с начала правления короля Калакауа и до наших дней.
Многие танцы хула из минувших десятилетий уже заслужили любовь и заняли свое место в классике популярных гавайских песен и танцев, и каждый из них вызывает в памяти воспоминания о романтическом настроении, прекрасных зрелищах, чувства боли утраченного и радости от сохраненного и возвращенного нам, а также удовольствие от катания на каноэ.

C началом 70-х Реннесанс гавайской культуры продолжается. На всей территории штата растет влияние гавайского языка - его используют уже не только в обучении, включая школьное, но также в политике, земельных делах и многих других вопросах.

Героические путешествия предков гавайцев на двойном каноэ Hokule'a принесло Гавайям мировую известность и признание уровня ранней гавайской культуры до 17 века (то есть до прихода первых европейцев).


Элементы древнего наследия более не отклонялись как "всего лишь сказки", легенды. Проникновенные лирические тексты новых песен стали ключевым акцентом возрождения национального самоосознания: "Я гаваец, и я больше никогда не буду снова бедствовать - потому что теперь я осознаю себя Гавайцем".

Более того: последние 3 известных мастера хула сохранили древнее искусство lua (боевое искусство танца хула), и они начали возрождать его, обучая новых учеников.

Таким образом, хула была и оставалась жизненно важной частью, осью гавайского культурного ренессанса. Во всех своих формах и стилях красота, многогранность и послания хула трогали сердца и умы людей, наполняя их души и радуя глаза.

И сегодня, в 21-м веке, хула должна стать тем опытом, который позволит танцорам представлять и транслировать то лучшее, что в них есть, передавать знания, дарить наслаждение и вдохновение. Однажды вызвавший к себе уважение танец простых людей, живущих на крошечных островах огромного океана, сегодня уважение и влияние хула распространяется далеко по всему миру. И не важно какой национальности сами танцоры - гавайцы, японцы, филиппинцы или русские - танцуя хула, люди могут передавать от сердца к сердцу путь к счастью, наслаждению жизнью и вере в единство желаний всех людей.


 Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные


Комментариев нет:

Отправка комментария