Хула с с 1820 по 1874гг

/глава из книги "Kumu Hula. Roots and Branches"/

Эти трагические полвека отмечены великими переменами и потерями, которые перенесли гавайцы.

Первая перемена произошла, когда торговые и китобойные суда стали приходить на Гавайи в больших количествах. 

Они приносили с собой иноземные болезни, такие как корь, желтуху, оспу, малярию, бубонную чуму, холеру и проказу, которые в самый короткий срок уничтожили почти всех коренных жителей. Год за годом тысячи заразившихся в эпидемиях, для которых не существовало лечения или от которых у гавайцев не было иммунитета.


(об этом см. подробнее в статьях Kalaupapa - "полуостров прокаженных", 1820-1860гг. Мауи, остров китобоев. "Женщина или жизнь!"и др. - прим.автора блога)

И для hula этот фактор стал роковым: смерть уносила жизни множества учителей их лучших учеников. Бесчисленные длинные устные истории и танцы были утрачены в итоге полностью, так как исчезли целые поколения тех, кто их знал, но не успел передать дальше.

Кроме того, религиозная, сакральная роль hula стиралась там, где люди массово переходили в христианство, и она ушла в «подполье». 



Вторая перемена была политической 

– это переход от полуфеодальной системы вождеств к европейской монархии с королем, парламентом и конституцией.
В 1840 г. была создана и принята Гавайская Конституция (полностью списанная с британской), и это событие имело для гавайцев огромные последствия.

Потому что в числе законов был и закон о собственности на землю – и вскоре она почти полностью перешла во владение иностранцев. Коренной гаваец больше не мог получать от земли всё, что ему было нужно для жизни - пищу, одежду, укрытие и лекарства, потому что земли, которую теперь он мог бы называть своей, у него больше не было. В результате произошло дальнейшее уничтожение коренной культуры, включая танцы и все предметы для нее, и события, которые они отмечали.


Третьим фактором стал сдвиг хозяйства от натурального обмена к денежным отношениям, которые подрывали самодостаточность быта фамилий и деревень. 

И фермеры стали запускать свои поля ради работы в портах. Гонолулу быстро стал «местом позора»: здесь иностранные моряки, напившись рома, бесконтрольно учиняли массовые беспорядки и насиловали туземных женщин.

Гавайские мужчины нанимались на китобойные и торговые суда, и некоторые хозяева, возвращаясь в порты США, беззастенчиво продавали своих «туземных» моряков в рабство.

Гавайцы, всегда знавшие толк в жизни, работавшие ровно столько, чтобы поддерживать быт, и остальное время наслаждавшиеся радостями жизни и природы, не желали уходить на плантации сахарного тростника и ананасов на тяжелый труд – и в итоге в 1850-х началась массовая иммиграция «работников» из других стран. А они, опять же, приносили с собой новые болезни (в частности, проказу на островах называют еще «китайской болезнью»).

Но не только. Большинство переселенцев было из культур, значительно расходившихся с гавайскими ценностями. Вступая в смешанные браки, китайские и португальские рабочие размывали гавайские ценности в своих потомках. Тогда как, скажем, многие японцы привозили жен со своей родины, возводили свои языковые школы и молились в своих храмах. Из всех групп иммигрантов японцы казались самыми преуспевшими в сохранении своей национальной идентичности в чужих краях. Однако же, сегодня вдоль всех плантаций именно бывшие рабочие-иностранцы составляют изумительное множество новых проповедников всех видов церквей на Гавайях – католической, пресвитерианской, англиканской, мормонской и других. Главное чувство, которое они испытывали к hula – было неприятие и даже злость.

Женщина-танцор хула до прихода иностранцев и после прибытия миссионеров

В таких условиях hula существовала как маргинальная культура, воспринимаемая исключительно как «уличное развлечение».

Возможно, самый большой вред от произошедшего произошел именно в эти 60 лет. Гавайцы стали свидетелями того, как после короля Камехамеха I не прошло и двух полных поколений королей, как его род и династия иссякли. Гавайская монархия стёрлась болезнями и ранними смертями. А с исчезновением королей исчез также почти весь патронаж над традиционными искусствами и науками, и в первую очередь – над hula.

 Авторский перевод Е.Шандриковой,
иллюстрации оригинальные

Узнать больше об этом же периоде жизни гавайцев можно в разделе
"История глазами мудрых", часть 4

именно о том, как была запрещена и выжила хула - "Запрет и возрождение гавайских танцев"




Комментариев нет:

Отправка комментария