Му и Менехуне, Лемурийцы и строители-карлики... первые гавайцы? Мифы и реальность

На Гавайях сегодня очень много говорят о МЕНЕХУНЕ - странных существах, обладающих невероятными мистическими способностями, которые жили здесь еще до появления первых людей и исчезли, когда людей стало слишком много :)).

Лично мне единичные документы и сооружения на острове Кауаи (приписываемые им), обросшие тысячей мифов и страшилок, очень напоминают бум материалов и интереса к снежному человеку в России в конце 20 века.
Но - дело есть дело, и сайт о Гавайях без историй и фактов о менехуне обойтись никак не может. Поэтому - слушайте, что знаю, а выводы делайте сами :)).

1. Гавайцы говорят...

Под тяжелым непроницаемым покровом безбрежных вод Тихого океана спит вечным сном древняя колыбель человечества — таинственный лемурийский континент Му.
Драгоценными бисеринами рассыпались по синему шелку волн его бесчисленные обломки: Марианские острова, остров Пасхи, Фиджи, Тонга, Никафоу, Самоа, Мангаиа, Таити и наконец Гавайи. 

Согласно гавайской устной традиции, задолго до прибытия первых полинезийцев во II или III веке н. э. острова в горных чертогах истомленного под тяжестью полей «сладкого золота» — сахарного тростника — острова Кауаи, уже жил вдали от глаз человеческих маленький, но смышленый и талантливый народец Менехунов.

С виду эти добродушные и застенчивые полинезийские карлики не слишком хороши собой: толстопузые и косматые, не больше 60-90см ростом, с длинными волосами до колен, острыми ушами, огромными глазищами и пугающе сосредоточенным взглядом. Впрочем, менехуны совсем не любят показываться на глаза людям, предпочитая выходить из укрытий с заходом солнца и прячась на рассвете. Вполне вероятно, что будучи родственниками европейским троллям, менехуны неспроста избегают солнечного света — лучи дневного светила попросту губительны для них, превращая зазевавшегося на открытой местности малыша в каменную глыбу.

Менехуны прибыли на гавайские острова на летающем острове Куаихелани, который мог перемещаться как по небу, так и по воде. 
Облюбовав зеленые долины Кауаи, в то время заселенные диким высокорослым народом охотников Навао (хм, таки люди уже там жили?), неугомонные менехуны сразу же занялись своим любимым делом — строительством. Трудно поверить, но эти маленькие человечки обладают недюжинной силой и сверхъестественным талантом в возведении:
  •  каменных храмов, 
  • грандиозных мегалитов, 
  • величественных оросительных каналов, 
  • дорог, 
  • искусственных запруд для разведения рыбы 
  • и прочих удивительных сооружений. 
Причем они всегда успевают закончить строение за одну единственную ночь, если же им помешают или за их работой станут подсматривать — менехуны сразу же забросят свою работу и разбегутся, так навсегда и оставив постройку незавершенной.
Несмотря на то, что менехуны ведут весьма примитивный образ жизни, и даже не знали огня (до появления людей), магические способности потаенного народца, как водится, весьма впечетляющи. 
Кроме невероятного таланта передвигать огромные камни, они наделены способностью изменять свою внешность, запросто могут накормить весь свой народ мясом всего одной креветки, умеют перемещаться с одного острова на другой без помощи лодок, а их волшебные стрелы, направленные в сердца людей, не убивают, а пробуждают в человеке любовь. 

Кроме того, скрытные и крайне не любящие вторженцев на свои территории карлики могут превратить в камень любого, кто станет следить за ними. Так однажды они пообещали соорудить прекраснейший рыбоводный пруд Алекоко длиной 900 футов на острове Кауаи для королевской четы, но строжайшим образом запретили им подсматривать за собой. И когда король с королевой все же ослушались запрета, менехуны превратили их в двойную каменную колонну, которой и украсили свое новопостроенное детище.
И все же чаще всего озорной и трудолюбивый народец вполне доброжелателен к людям. 

Сами гавайцы убеждены, что менехуне никто не может видеть, кроме их собственных детей.
С другой стороны, на островах уверены, что менехуны нередко влюблялись в гавайских женщин и даже женились на них. При этом проявляли к своим избранницам такую преданность, что даже забывали родное племя. 

Правда такая жена-менехунка наделена одним очень серьезным недостатком: она абсолютно не умеет готовить. Да и не мудрено: ведь сами менехуны себе пищу никогда не готовят, а предпочитают лакомиться сырыми овощами, фруктами и рыбой, а более всего — сладкими тропическими бананами, которыми так изобильны Гавайские острова.
Поэтому многие утесы носят имена тех человечков, которые, согласно легендам, были превращены вождями в камень за любовь к прекрасным гавайкам. 


До сих пор некоторые местные жители, не отличающиеся внешней красотой и исполинским ростом, объясняют это своим происхождением от «невидимых» лесных соседей. 
А еще говорят, что дети от браков людей с менехунами сохраняют связь с волшебным народом и могут при необходимости позвать его на помощь.

Легенды утверждают, что менехуны были прекрасными скороходами, рыбаками и строителями. Но именно страсть к строительству особенно сблизила их с людьми.

2. Менехуне , Му и Небесные Люди

Если быть точнее, до людей на Гавайях жили не только менехуне, но и му
остатки лемурийцев, а с угасанием обоих этих народов в преданиях оба народа смешались в один, можно предположить, что были как великаны му, так и карлики менехуне.

Тем более, что менехуне неизменно упоминаются как замкнутые и неконтактные строители - как же они передавали бы людям свои знания?

Тогда как люди Му достигли вершин не только в в искусстве архитектуры, но и славились владением духовной силой, известной как мана, которую они получали от своего бога Ха-Му-Ка. 

Му - это лемурийцы?

Я скептически отношусь к остаткам Лемурии в наши дни. 
Но если где-то и должна была сохраниться такая земля - то это может быть только Полинезия. А лучше всего сохранились остатки той культуры, несомненно, именно на Гавайях - в их невероятном языке, в стиле жизни "Алоха", и вообще в том, что это единственное место на всей Земле, где подобная Невинность и Очарование не затонули под натиском "цивилизации".

И, говорят, одно из самых убедительных доказательств существования затонувшей прародины обнаружил Марк Уильяме в музее Бернес П. Бишоп в Гонолулу — учреждении, пользующемся высокой репутацией в области полинезийской археологии. Он узнал, что в подземном этаже музея в архивном помещении якобы хранится карта мира, составленная по велению последнего гавайского монарха в конце XIX века. Предполагалось, что в ней есть упоминания о Му. После долгих поисков в пыльных архивах старинный документ нашли и разложили перед Уильямсом. «Это было большое, красочное изображение земной поверхности, — вспоминает он. — Земли были обозначены как «поднимающиеся» или «опускающиеся», между Фиджи и Мадагаскаром находился огромный континент под названием Лемурия! Эта карта с подписью «король Катакала» была датирована 1886 годом».
Похоже, что другие исследователи об этой карте просто не знали...



О народе Му, населявшем Гавайи, однозначно говорит и самое древнее и важное гавайское устное предание — Куму-Липо
Известный историк, специалист по Гавайям Бернес Бишоп в своем авторитетном переводе указывает на его чрезвычайную древность: «Язык часто архаичный и содержит много слов, вовсе не известных современным гавайцам». 
Эта «Песнь Творения» была разделена на многочисленные куплеты, в первом из которых четко говорится о лемурийском происхождении тихоокеанской цивилизации, — рассказывают мифологи сестры Имель  - Богиня солнечного света, «спустилась с небес на землю и стала матерью Му, первых людей».
Самые древние из них — Ку-Му-Хенуа пользовались силой маны для строительства величественных храмов из огромных камней.   
Именно от Ку-Му-Хенуа ведут свои родословные все великие вожди Гавайев и высшие жрецы (кахуны). И они же, как говорится в Кумулипо далее, принесли людям умение владеть манй и знания ремесел: "Му-Эу изобрела ткацкий станок, Муму-Ханго показал, как делать лодки и крыши из тростника тотора. На земле Кахики был золотой век процветания и благоденствия".

Закончился он с появлением  знаменитой богини вулканов:
«Из Кахики пришла женщина, Пеле. Узрите извержение на Кахики! Ты подобна вспышке молнии, о Пеле! Ты явила свою мощь, о Пеле! Глаза Пеле горят, небеса дрожат, земля сотрясается вплоть до священных мест. Земля содрогается, небеса закрываются. Море бушует, накатывает на пляжи, поднимается к заселенным местам и постепенно затопляет сушу».


Далее в древний вариант вплетается миф о Ное, и восстановить гавайскую версию невозможно - но, определенно, весьма долго вулканы так или иначе народов Му и менехуне не беспокоили - а потом случилось извержение столь сильное, что случился потоп.

С тех пор запад, откуда пришли кахики, назывался хе-ала-нуи-о-ка-маке, «Великая дорога мертвых». Сама исчезнувшая прародина была снова переименована в Ка-хики-хо-нуакеле, «Божественная родина, исчезнувшая в глубоком синем море».
Но это детали, главное же: народ Му был циклопического роста и передавал людям Небесные знания.

А что же менехуне?

Автор книги «В поисках Лемурии» Марк Р. Уильяме посетил каменный храм на высоком утесе над бухтой Ваймеа на северном берегу острова Кауаи. 
«По местному преданию, Пу'уо Махука Хейау был построен за одну ночь людьми менехуне, которым помогала могущественная мана для воздвижения этой массивной каменной платформы с низкими стенами, площадь которой превышает футбольное поле».
Позже Уильяме изучил так называемую «Канаву Менехуне». В наше время ее превратили в оросительный канал, но «некогда она возвышалась более чем на 20 футов и была сложена из тщательно подогнанных каменных плит, напоминая дороги древних римлян. Сейчас на нее не обращают внимания, особено вблизи висячего моста через реку Ваймеа. Но канава достаточно хорошо сохранилась, я пришел к выводу, что техника строительства действительно отличается от грубых свай из лавы, которые я видел повсюду на островах. Эти камни были тщательно вырезаны, обработаны наподобие сложных фрагментов составной головоломки, чтобы выдержать самые жестокие катаклизмы». Стиль строительства, который подметил Уильяме, напоминает монументальные каменные сооружения острова Пасхи и Тиауанако.



Документы о менехуне

Еще 462 года назад и почти на 200 лет раньше Кука, то есть в середине 1600-х годов, испанский исследователь Энрике Гаэтано, первый европеец, посетивший Гавайские острова, услышал от местных жителей, что они не первые обитатели здешних мест. 

Им предшествовали менехуне — темнокожие карлики, скрытные и необщительные. Под натиском переселенцев им пришлось отступить в горы пуукапеле, «холмы Пеле», где менехуне занимались тайными магическими искусствами.

Вероятно, слово менехуне сродни «чародеям» (хуне означает «колдовство»). Их также помнили под названием кома'айна которое можно перевести как «дети земли», что указывает на их статус аборигенов на Гавайских островах еще в дополинезийские времена. 
На других островах Полинезии этот древний народ был известен как манахуне и тоже славился своими колдунами. 
Любопытно, что хотя представители академической науки и называли их легендарными существами, в бюллетене № 203 музея Бернеса П. Бишопа на Гавайях сообщается, что «во времена царствования Каумуалии, последнего независимого правителя Кауаи, была проведена перепись населения долины Вайниха, в которой 65 из 2000 человек числились как менехуне. Все они жили в общине под названием Лаау в глубине лесной чащи». 
Эта перепись, проведенная в начале 1820-х годов, запечатлела последние остатки древнего народа на Гавайских островах, где они некогда занимали господствующее положение. 

Вождь менехуне на острове Оаху по имени Ку-Лео-Нуи, «Ку Громогласный», проводил заупокойные игры с метанием копий и дисков, кулачными боями, борцовскими схватками и состязаниями по бегу после смерти членов правящего рода. Коренные гавайцы хранят в памяти (в преданиях) и глубоко чтят имена победителей...



И вот загадка: археологи нашли на Гавайских островах тысячи скелетов полинезийцев, древних жителей архипелага. Но до сих пор скелетов легендарных менехунов (как и Му) найти не удалось. Поэтому их облик можно только на основе слухов.
Ну а слухи... это слухи. Даже с ростом единого мнения нет: кто-то говорит о 60-90см, кто-то - о 10-12 (с палец).

Постройки менехуне на Гавайях

Самое подробное описание менехунов дал гаваец Каиви, чьи деды встречались с ними в лесах сандалового дерева на острове Кауаи. У менехунов было короткое, поросшее волосами тело, плотное, круглое, мускулистое и очень сильное; кожа на лице красного цвета; большие глаза скрывались под густыми бровями. Низкий, покатый лоб покрывали волосы; нос был коротким и толстым. Вид менехунов вызывал страх, хотя они никогда не нападали на людей и были добродушным, веселым народом.

Многие гавайцы в старину слышали голоса человечков, которые «были подобны низкому лаю собаки». Менехуны были так говорливы, что пугали рыб, а однажды, расшумевшись на празднике по поводу успешной постройки плотины, на Кауаи, они спугнули птиц на соседнем острове Оаху! Однако редко кто видел менехунов, ибо они были невидимы для простых смертных: лицезреть их мог только тот, кто поддерживал с ними постоянный контакт.

Менехуны любили шутки, игры и празднества не меньше, чем сами гавайцы.
 Они были прекрасными скороходами: легенды утверждают, что они могли за день шесть раз обежать кругом весь остров Кауаи (то есть сделать 150 километров за день!). Человечки смело воевали с акулами и другими морскими чудовищами и вообще никого не боялись, кроме сов и собак. 

Жили они в хижинах, сделанных из листьев банана или же в потаенных пещерах, а порой ютились в полых бревнах. Еду они не приготовляли на огне, а толкли сырую пищу на камнях. Однако, когда один из гавайских вождей взял в жены девушку из менехунов, он научил ее народ разжигать огонь и готовить на нем пищу.

Число менехунов, если верить легендам, во много раз превосходило численность гавайцев. На Кауаи, этой «цитадели менехунов», жило более 500 000 человечков! Их было столько, что они могли выстроиться в два ряда на протяжении 50 километров. А ведь кроме Кауаи менехуны жили еще и на острове Гавайи (правда, там их было всего 15 000) и на других островах архипелага. Однако с исчезновением гавайцев стала сокращаться и численность менехунов. Ко времени правления Кумуалии, последнего независимого вождя острова Кауаи, их осталось всего лишь 10 000.

Менехуны, по словам легенд, отлично ладили с гавайцами. Не общались, но всегда помогали им в строительстве — независимо от того, просили их об этом или нет. На многих островах Гавайского архипелага самые различные постройки и даже явления природы связываются с деятельностью неутомимых менехунов.

1) Пещеры, мегалиты, пруды и запруды

Причудливые скалы, валуны, глубокие пещеры оригинальной формы, нагромождения камней — все это, согласно легендам, дело рук менехунов. 



Они тащили камни от гор к берегу, чтобы строить запруды и храмы, но когда наставал день (менехуны работали только по ночам), то человечки бросали их на полпути. Иногда же они воздвигали нагромождения камней в честь какого-либо знаменательного события, например охоты на акул. 
На острове Оаху есть огромный камень, именуемый Похаку-а-Уме-уме, на котором сохранились следы пальцев менехунов: два племени чудесных ночных строителей, не всегда ладивших друг с другом, долго боролись за то, кому должен принадлежать этот камень, пока верх не одержала одна из сторон.



Легенды говорят, что именно менехуны построили чудесную ладью для полинезийского героя — мореплавателя Раты (на Гавайских островах его имя звучит как Лака) — и перенесли ее из чащи леса к берегу. Строили они и лодки для вождей острова Оаху. 
На Кауаи есть и лодки, высеченные из камня, — также плод трудов менехунов. Но главную помощь людям чудесные человечки оказывали при постройке храмов и запруд. Менехуны работали одну ночь — они или завершали свою работу, или же оставляли ее незаконченной.


2) Хеиау

Вот эти материалы для меня лично - новость, т.к. хеиау - святилища богу войны, именно каменные, стали возводиться никак не раньше 1100 года н.э. - с приходом Паао и его реформами (в т.ч. жертвоприношением пленных врагов). До этого Ку, бог войны, хотя и входил в тройку самых чтимых богов, но святилища ему были как и другим богам, из жердей и настилов.
Порой в литературе их называют по аналогии с нашими "храмами", но это не храмы, а именно святилища. В них приносились жертвы и возносились молитвы - но и только.

В рукописи знатока гавайского фольклора Аабрахама Форнандера, хранящейся в Бишоповском музее на Гавайских островах, перечислены 34 храма-«хеиау», созданные руками менехунов. 10 хеиау находятся на острове Оаху, 3 — на острове Гавайи, 4 — на Молокаи, 10 — на Кауаи и 1 — на Ниихау.

Обычный гавайский хеиау  — это огромная огороженная квадратная площадка, внутри которой находился жертвенник; на нем приносили людей в дар богам (тела жертв, в отличие от обитателей многих других островов Полинезии, гавайцы не съедали). Ограда делалась из каменных глыб. Самые большие хеиау на Гавайских островах традиция приписывает делу рук менехунов.

На Оаху это в первую очередь:
  •  самый большой на острове хеиау- Пуу-о-Махуке; 
  • храм Капу-капу-атеа, сделанный не из камня, а из дерева,
  • и рам Кука-Оо - единственный из хеиау, который менехуны выстроили не для людей, а для себя (правда, гавайский вождь Ку около 1700 года изгнал маленьких хозяев оттуда и перестроил храм). 
Кука-Оо, Оаху
Самый большой хеиау на острове Мауи также построили менехуны; воздвигли они там и главный храм, называвшийся Или-или-Пои, а также помещение для жреческой школы.

Из десяти храмов, которые были построены менехунами на Кауаи, один остался незаконченным, так как сова и собаки напали на ночных строителей и помешали их работе.
Легенды утверждают, что камни для стен храмов Кауаи крохотным строителям приходилось таскать чуть ли не за 20км из глубины острова. Однако, когда археолог Беннет обследовал руины храмов, оказалось, что они построены из местного материала :)).

Наконец, Моокини, самый грандиозный храм на острове Гавайи, также был делом рук менехунов, и также был построен ими всего за одну ночь. 

Хеиау Моокини, Большой о-в
Выстроившись цепочкой, 15 000 менехунов передавали камни из рук в руки, доставляя их из местности, находившейся за много километров от стройки: 

Моокини ближе
И когда прокричали петухи, хеиау было готово. Его ограждали стены более 6 метров в высоту, в 2,5 метра толщиной. Размеры ограды достигали 90 на 40 метров:

Стена Моокини
Из десяти храмов, которые были построены менехунами на острове Кауаи, лишь один остался незаконченным. Причиной этого стали сова и собаки, которые напали на ночных строителей и помешали их работе.

3) Ирригационные сооружения

По-гавайски слово вода звучит «ваи», как и в других полинезийских языках; зато слово «богатство» на гавайском не имеет параллелей в других языках Полинезии. Звучит же оно «ваи-ваи», буквально — «воды», «много воды». Ибо вода, ирригация, играла огромную роль в жизни гавайцев. 
Недаром они, приняв христианство, именовали заповеди библии «десятью водными законами Моисея»! :)))
Ирригационные сооружения на Гавайских островах неизменно приводили в восхищение всех, кому довелось их увидеть, ибо они были сделаны «с таким большим искусством, словно их проектировал самый изобретательный инженер».

Вот как описывал наш соотечественник Коцебу ирригационную систему гавайцев: «Искусственные, засаженные корнем таро поля, которые удобно можно бы назвать озерами, возбудили все мое внимание. Каждое из оных содержит около 160 квадратных футов, образует правильный четвероугольник и наподобие наших бассейнов выложено вокруг каменьями… Каждое поле снабжено двумя шлюзами, дабы с одной стороны впускать воду, а с другой выпускать оную на соседственное поле, что самое производится таким же образом и далее. Поля постепенно понижаются, так что одна и та же вода, вытекающая из возвышенного водоема, куда оная проведена из ручья, орошает обширные плантации… Находящиеся между полями промежутки, имеющие от 3 до 6 футов в ширину, обсажены с обеих сторон сахарным тростником или бананами, которые и образуют приятнейшие тенистые аллеи… Я сам видел большие горы, покрытые таковыми полями, через кои вода постепенно спускалась». (Кстати сказать, это описание Коцебу — одно из лучших, которые оставили нам очевидцы.)



Легенды приписывают создание самых знаменитых рвов и запруд все тем же менехунам; с этим строительством связано множество интересных историй. 
Так, Ола, гавайский вождь, чтобы помочь своему народу, решил соорудить запруду для орошения плантации таро. Он обратился за помощью к кахуне (гавайское произношение полинезийского «тухунга» — «жрец») по имени Пи, у которого была родня среди менехунов.
— Наложи табу, чтобы никто не смел выходить ночью из дому. Тогда я созову менехунов и они построят каменную запруду на реке Ваимеа. Тогда твой народ всегда будет иметь воду в изобилии, — ответил жрец Пи.
Вождь (ведь он, как и почти везде в Полинезии, одновременно был и верховным жрецом) наложил строгое табу. Люди спрятались в дома. Цыплят засунули в сосуды из тыквы. Собак заставили умолкнуть. Наступила абсолютная тишина. И в этой тишине менехуны принялись за работу, принося камни с утеса. Запруда была сделана как обычно, за одну ночь!
Другая история строительства запруды имеет печальный конец. 
Жрец по имени Хулу-Кума-Нуна сказал вождю, что только менехуны могут построить запруду: эту мысль подсказал ему сам бог Кане (полинезийский Тане, бог мудрости и целительства). Были вызваны менехуны — и они быстро справились с работою. Когда запруда была кончена, вождь пошел посмотреть на нее и уснул там. Вода, собравшаяся в пруду, утопила вождя. Видно, так уж решено свыше, — была нужна жертва в ранге вождя, чтобы освятить постройку.

Акведук в долине Ваимеа (на Кауаи), по соседству с деревней Ниумалу, который называют «Ров Менехуне», — замечательное произведение строительного искусства. Это наклонная стена из полированных каменных глыб огромного размера. На вершине ее проложен желоб — по нему с вершины утеса стекала вода на поля, отведенные под таро. «Это единственное в своем роде сооружение, не встречающееся нигде в Полинезии» (слова Те Ранги Хироа), также приписывается легендарным строителям — менехунам.



«Ниумальский ров» они возвел также якобы по просьбе вождя Ола, сумевшего добиться расположения одного из менехуне по имени Пи. Впоследствии Ола, несмотря на то, что Пи был «незнатного» происхождения, все-таки объявил его своим главным колдуном.
По другой, более распространенной версии, менехуне строили ров по приказу правителя и правительницы острова. В «соглашении о строительстве» рва, как обычно, фигурировали одна ночь и запрет на подглядывание :),
Правитель и правительница согласились; молодые менехуне принялись за работу. Вождь менехуне выстроил своих мужчин в шеренгу длиной 40км! Пигмеи передавали каменные плиты из рук в руки, и ров вырастал буквально на глазах. Мастера действительно построили его за одну ночь. Но перед самым рассветом, когда должен был закукарекать петух, вождь обнаружил, что правитель и правительница не сдержали своего обещания: всю ночь они следили за тем, как работали менехуне.
Вождь пигмеев пришел в ярость и приказал добавить к сооружению еще два камня... 
Мне их показали: две одинаковые глыбы лежат на краю рва. Это правитель и правительница острова: не сдержавшие данное вождю слово, несчастные окаменели, словно жена Лота. У ног их каменный бассейн, заказанный ими полинезийским пигмеям, – «Ниумальский ров» – уникальный памятник человеческому трудолюбию на острове Кауаи.
Кроме запруд для орошения полей, менехуны помогали людям строить и пруды для разведения рыб (а таких прудов было множество — на одном острове Молокаи их насчитывалось свыше сотни!). 
Так, для того же вождя Ола они облицевали стены пруда на острове Кауаи. Построившись в два ряда и передавая камни из рук в руки, человечки доставляли строительный материал за пятьдесят километров от места стройки. День настал прежде, чем менехуны кончили работу, — в стене пруда остались две бреши. 
Позже, рассказывают гавайцы, уже с началом колонизации, эти бреши были заделаны китайцами и образовался пруд. К чести менехунов, нужно сказать, что из всех своих многочисленных деяний только четыре они оставили незавершенными: кроме запруды на Кауаи и хеиау, о котором мы уже рассказывали выше, они оставили незаконченной запруду на острове Гавайи и не донесли до берега ладью, построенную для вождя Какае.

Так кем были Му и Менехуне, и куда исчезли?

Кем были легендарные строители? С одной стороны, они — типичные персонажи сказок; с другой стороны, в пользу реальности их существования говорят такие «увесистые» доказательства, как многотонные камни «Рва Менехуне» и гавайских хеиау.

Известный исследователь Полинезии историк Те Ранги Хироа выдвинул гипотезу, которая, казалось, окончательно решает «проблему менехунов».
Народ менехуне прибыл с Таити, предположил Хироа, но постепенно предки гавайцев оттеснили менехунов на лесистый и труднодоступный остров Кауаи. Затем менехуны «были вынуждены переселиться на бесплодные и скалистые островки Нихоа и Неккер, о чем свидетельствуют их многочисленные террасы, каменные орудия и каменные изваяния.
Стиль террас с приподнятыми площадками и прямыми каменными столбами отражает архитектурное влияние храмов внутренних областей Таити, где эти сооружения также приписываются древнему народу манахуне».
Правда, при раскопках поселений Нихоа и Неккера не было обнаружено скелетов менехунов — но ведь на этих островках очень мало воды и растительности. Очевидно, загнанные в самый «северный тупик» Гавайского архипелага, менехуны «по морским дорогам исчезали неизвестно куда».

Более поздний фольклор гавайцев превратил древний народ в расу карликов и сделал их подобием европейских сказочных гномов и троллей.
Ведь, по словам Хироа, «для полинезийцев характерно превозносить своих непосредственных предков и умалять значение их предшественников по открытию и заселению островов. Менехуны были простыми смертными людьми, полинезийцами, которые имеют полное право на честь считаться первыми мореплавателями, пересекшими просторы до самых Гавайских островов». :)))


Однако далеко не все исследователи Океании согласны с точкой зрения Хироа. Известная исследовательница фольклора Океании Катарина Луомала выпустила монографию «Менехуне Полинезии и другие мифические человечки Океании», в которой утверждает, что менехуне - такой же фольклор, как и эльфы и тролли.
Ведь если верить фольклору, не только му и менехуны жили на Гавайях в древности: кроме них были еще вао, предки му и братья менехунов; демоны еепа, которые помогали людям в строительстве храмов и, особенно, лодок; сверхъестественные существа, именуемые ва; сильные и доблестные карлики хаа-куа; знаменитые бегуны, также крохотного роста, именуемые канака-пили-куа. Неужели их также следует считать реальными людьми, предшественниками гавайцев на архипелаге?

Луомала дает этимологию наименований фольклорных персонажей, считая их олицетворением сил природы. Так, «вао» в буквальном переводе с гавайского языка означает «лес»; «ва» — «крик, шум, гвалт» и т. п. Все эти сонмы человечков, по мысли Луомалы, относятся к бесчисленным демонам, что населяли, согласно древним верованиям, труднопроходимые леса Гавайев. Эти демоны, «атуа», — хорошо известные персонажи мифов и сказок, распространенных по всей Полинезии, да и по всей Океании. И относит к их числу и менехуне, и му.



Однако, мы знаем много случаев, когда вполне реальные люди и народы превращались позднее в сказочных, им приписывались различные чудеса, рост великанов или карликов и т.п.

Логично предположить, что первыми поселенцами на Гавайях были не полинезийцы, а какой-то другой народ. Быть может, это была какая-то очень древняя волна полинезийцев, не «исторических», запечатленных в генеалогиях и давших начало гавайскому языку, а «доисторических», превращенных позднее в карликов-менехунов.

Но возможно, что менехуны, а тем более -  му с их плавающим (затонувшим?) островом и «странной речью» — были народами, пришедшими не из Полинезии. Советский исследователь Н. Ф. Жиров в монографии «Атлантида» предположил, что «область подводного Гавайского хребта в не столь далеком прошлом была более крупным участком суши — Гавайидой; быть может, остатки ее погрузились на памяти человека, о чем сохранились предания полинезийцев о прародине, счастливой стране Гаваики, о расположении которой имеются самые разнообразные предположения...».

Гавайи, как вы уже знаете, нельзя отождествлять с легендарной страной Гаваики (и ее остатками во Французской Полинезии, лежащей на западе) - она, конечно же, была много, много больше. Это был материк, а не крошечные 5 островков :). Но гипотеза о Гавайиде заслуживает того, чтобы рассмотреть этот вопрос подробнее, в свете новейших данных океанографии.

А я думаю, что правы все: были, конечно же, существа "сказочные" - духи природы, присутствие которых чувствительные гавайцы частично ощущали, а где-то и придумывали.
И были му - Небесные Люди с Гаваики, таки скорее всего - великаны.
Ну а менехуне, быть может, и по сей день живут на Гавайях - как знать?...

Менехуне сегодня

Сейчас менехуны в большей степени элемент фольклора и приманка для туристов. Их стилизованные изображения можно часто увидеть в гавайских отелях.



Но еще в 1951 году рабочие каменоломни близ Гонолулу, увидев, что кто-то по ночам портит все сделанное днем, были страшно напуганы и обвинили в этом менехунов. Чтобы заставить их продолжить работу, надсмотрщик даже посоветовал им позвать местного гавайского колдуна (кахуна) и узнать, чем были прогневаны маленькие человечки

Казалось бы - смешно. Такие предрассудки в XX веке! Но дыма без огня не бывает! Рождение такого количества легенд и преданий, с поразительными подробностями описывающих внешность и нравы менехунов, должно опираться на определенную реальность. И реальные факты имеются.

Капитан Кук, побывавший на Таити, видел там менехунов и даже упомянул о них в своих записях. Имеются также два кратких сообщения, что последний раз о них слышали примерно в 1700 году, когда другое племя изгнало их из укреплений. Из них можно понять, что менехуны оказывали упорное сопротивление. Перепись опять же, о которой упоминалось в начале статьи. Реальный документ!

Интересно, сколько менехуне проживает на островах в наши дни? На свой вопрос я получал самые разные ответы. Одни утверждали:
– Менехуне на Гавайях никогда не жили. Это вымысел праздного ума, сказки.
Другие не соглашались с этим мнением:
– Конечно, менехуне – это наша древняя история. Их победили племена из первой волны переселенцев алии. Менехуне либо подчинились, либо ушли с островов.
Есть здесь и такие, которые убеждены в том, что менехуне живут на островах до сих пор.
– Живут до сих пор? – переспрашивал я, – а как они выглядят?
Ответ был всегда одинаковым!
– Да это же гномы. Как у вас в Европе эльфы или тролли.
Эльфы или тролли – маленькие, уродливые человечки, карлики. Такими представляют себе менехуне нынешние жители архипелага. Как утверждали мои собеседники, менехуне живут в горных пещерах или в примитивных хижинах. Вреда людям они не причиняют, но избегают их. 
Лучший знаток загадки «Ниумальского рва» и в целом мифов о менехуне живет в порту Навиливили, расположенном на юго-востоке острова. Госпожа Каликеа помнит и знает все, что известно миру о загадочных менехуне.
Она создала в Навиливили нечто вроде «памятника» - «Сады менехуне», где сама выращивает интересные растения, в том числе и самое большое банановое дерево. Главное – она собирает все сведения о полинезийских пигмеях. Так как материальных следов их жизни сохранилось мало, то госпожа Каликеа рассказывает посетителям все, что знает о них из преданий, действие которых зачастую происходит в наши дни.

Присутствие этих таинственных человечков ощущают прежде всего строители – коллеги древних менехуне. В столице архипелага, в Гонолулу, на потухшем вулкане «Алмазная голова» из-за пигмеев чуть было не вспыхнула забастовка рабочих-каменотесов. А произошло это из-за того, что разгневанные менехуне ночью уничтожали то, что успевали сделать днем каменотесы. В результате у рабочих резко упала зарплата.
Все пострадавшие прекрасно знали виновников своего несчастья. Конечно, ими могли быть только менехуне! Тогда каменотесы заявили:
– Пусть администрация по-хорошему договорится с пигмеями, в противном случае начнем забастовку.
Один мастер предложил нанять полинезийского колдуна. Тот должен был выяснить, почему пигмеи так рассердились на каменотесов и мстят им. Прежде чем удалось найти колдуна, гнев менехуне поостыл, а курьезная забастовка так и не состоялась.

В столице Гавайев рассказывают и другую историю. Когда-то менехуне жили на ее нынешней территории, однако больше всего им нравилась уютная долина Маноа, которую они ни за что не желали уступать непрошеным пришельцам – алии. Хитрый вождь алии Куалии, узнав, что «люди ночи», пигмеи, больше всего на свете боятся сов, приказал привезти ночных птиц с родного острова менехуне – Кауаи. Куалии рассудил, что кауайские совы имеют больший опыт борьбы с маленькими человечками, чем местные, птицы. Куалии не ошибся. С помощью сов и «духов-хранителей», которые якобы защищают каждого полинезийского воина, он изгнал менехуне из Долины Маноа и всего района Гонолулу.


Действительно ли менехуне исчезли с Гавайских островов и мы так никогда и не увидим их? Конечно, нет. С менехуне на Гавайских островах встречаешься почти на каждом шагу – правда, в несколько преображенном виде.
Сначала менехуне, видимо, считались те, кто впервые появился на островах.
Затем, в представлении «собственно гавайцев», они превратились в пигмеев.
Теперь, в третий раз, их «воссоздала» изобретательная американская реклама.



Как на самом деле выглядели загадочные «прагавайцы», строители «Ниумальского рва», не знают ни археологи, ни этнографы, зато это отлично известно... творцам рекламы. Несчастные полинезийские пигмеи стали не только официальным символом Гавайского государственного университета, их изображение бросается в глаза повсюду – на рекламных щитах на каждой улице, в каждом магазине ив газетах, на флаконах духов, конфетных обертках, сувенирах. В Хило я видел даже белье марки «Менехуне» и бюстгальтер «Менехуне», причем самого большого размера.

Если кто-то и угрожает жизни менехуне, то это не воинственные алии и не грозные совы, а беспощадная реклама. Поэтому хочется крикнуть:

– Держитесь, менехуне! Уйдите с фантиков, флаконов, пивных кружек и дамского белья! Возвращайтесь в горы, дремучие леса и поля возле «Ниумальского рва», учебники археологии и истории. Не сдавайтесь, менехуне!


Автор статьи Елена Шандрикова
Источники: http://beansidhe.org.ua/menehune,
книги "Предки Богов. Земная цивилизация Лемурии"
и "Загадки великого океана" (главы о Менехуне и Му),
http://paranormal-news.ru/news/menekhuny_zagadochnye_gavajskie_karliki
и книга М.Стингла "Очарованные Гавайи"

Комментариев нет:

Отправка комментария