1795-1810. Камехамеха I и гавайские шаманы. Падение и подъем гавайского шаманства

Итак, к 1795 году, спустя 13 лет военных походов, под властью вождя Камехамеха находились уже 5 островов: Большой остров Гавайи, Оаху, Мауи, Молокаи и Ланаи.

И хотя с этого времени его уже вполне можно было называть королем Гавайев, два древнейших и важных острова - Кауаи и Ниихау - все еще находились под властью другого сильного вождя.



Но полное объединение Гавайского архипелага произошло лишь спустя долгих 15 лет - в 1810 году, когда верховную власть Камехамехи признал Кау-муа-лии, алии-нуи (вождь) островов Кауаи и Ниихау.

Первый правитель Гавайского королевства Камехамеха 1 был безусловно выдающейся личностью. Русские мореплаватели сравнивали его с Петром Великим, а западноевропейские называли Наполеоном Тихого океана.
Не забывая гавайских традиций, он перенимал у европейцев все, что находил целесообразным.

По свидетельству русского путешественника Ю. Ф. Лисянского, уже к 1804г. военный флот Камехамехи, кроме сотен боевых каноэ-пелелеу, насчитывал 21 шхуну британского образца водоизмещением от десяти до тридцати тонн, артиллерия состояла из 60 орудий. 

Камехамеха I (1758-1819)
К разного рода авантюристам европейского и североамериканского происхождения король относился очень подозрительно, хотя охотно принимал к себе на службу всякого, кто знал какое-нибудь ремесло.
Иностранцы служили инструкторами в армии и на флоте, но командные посты занимали исключительно гавайцы, старые соратники Камехамехи, быстро освоившие новые методы ведения войны. 

К концу своего правления, к глубокому удивлению и неудовольствию иностранцев, король показал себя вполне просвещенным монархом: завел таможенные сборы и начал вести с Китаем самостоятельную торговлю сандаловым деревом.
Все годы его правления на Гавайях царил мир. 

Камеамеа умер в 1819 году, и его сын, Liholiho, занял трон. Кости Kamehameha были скрыты его Kahuna. Сегодня его место последнего упокоения остается загадкой.

Острова Кауаи и Ниихау: Камехамеха I и гавайские шаманы

О завоевании этих двух островов как правило говорится, что сопротивляющимся помогли русские и эпидемия холеры - мол, поэтому противостояние затянулось на целых 15 лет. А так-то вождь Каумуалии был не таким уж брутальным и сдался бы быстро.

Отчасти это верно: военной силы у вождя Кауаи и Нихау, достойной его противника - не было. Ведь когда Камехамеха 1 первый раз пришел на Кауаи, его военный флот (каноэ и шхуны) состоял из целых 800 судов!

Конечно, так удачно приставшие к Кауаи русские суда Крузенштерна и Лисянского в 1804г. остудили воинственный пыл будущего первого короля Гавайев. Во-первых, пусть и на двух судах, но у них было оружие, а во-вторых, от чужеземцев, к тому же столь огромной империи как Россия, если они заключат союз с Каумуалии - можно ждать чего угодно.
А Камехамеха был очень умным, и мощь разных стран оценивал весьма проницательно.

Так что долгие переговорные русско-гавайские процессы Лисянского в 1804г., затем в 1806г. - судов Сысоя Слободчикова и того самого графа Резанова, в 1808 - изыскания лейтенант а Гагенмейстера - вызывали опасения иностранных "помощников" Камехамеха (коих к тому времени стало уже весьма много). И нуждались в дезавуировании тонкими интригами - на что, конечно, требовалось время.
Опять же, и сам Камехамеха, тронутый щедростью русских, их мехами (ходила даже шутка о том, что имя такое вождь взял себе от большой любви к русским мехам :)) и прочими товарами, не раз подумывал заключить с ними союз.
Но тему русско-британско-американских групп интриг на Гавайях я подробно описала в статье "1804-1820гг. Как Гавайи в 18 веке едва не стали русскими", останавливаться на этом не будем. Нам важно понимать, что присутствие русских тормозило процесс окончательного завоевания Гавайских островов. Но - именно тормозило, замедляло.

Вход на территорию бывшего русского форта на Кауаи, ныне заповедник

А атаки флота на Кауаи-то были! Да не слабые - 800 судов за один раз!!! И таких наудачных атак было целых две!
Как же они были отражены?
Официальная история гласит, что первый раз армию выкосила холера, второй - ураган.
Форс-мажор, так сказать.

Однако гавайские шаманы хранят и вторую часть правды об этом времени....


Камехамеха I и гавайские шаманы


Когда славный король Камехамеха I, опираясь на западных советников, их финансовую и техническую помощь, покорил Гавайи, Мауи, Оаху и Молокайи, именно шаманы, силой своей магии, дважды не позволили ему завоевать Кауаи. 

Как сообщает Камакау в книге "Древний народ", в 1796 году (за 8 лет до прихода русских!) Камехамеха, возглавлявший десятитысячное войско, решил пересечь пролив, лежащий между островами Оаху и Кауаи.

Однако поднялся такой сильный ветер, что, боясь потерять все корабли, он был вынужден отступить. 

Камехамеха предпринял новую попытку вторжения на остров в 1804 году.
На этот раз он собрал семитысячное войско, вооруженное мушкетами, пушками и мортирами. Флот составляли парусники с пушками на борту и каноэ.

Но на этот раз болезнь, похожая на тиф, выкосила его войско и смешала все планы. 

Вторжение вновь не состоялось.

В своем исследовании этого периода "Кауаи: обособившееся королевство" Эдвард Джойстинг пишет:

Острова Кауаи всегда упоминались в связи с религиозностью их обитателей и назывались порой как "Острова истово молящихся" ('Kauai pule o'o').




  • Ни то, что Кауаи в результате переговоров вошли в союз, возглавляемый Камехамеха, 
  • ни раскол и фактический распад касты жрецов, последовавший практически сразу после смерти великого короля, 
  • ни прибытие миссионеров, 
  • ни присоединение Гавайев к США 

- не оказали на гавайских шаманов никакого влияния и не изменили уклад их жизни.


Кауаи вошел в состав королевства Гавайи в результате длительных переговоров - он единственный не был завоеван.
Не сумев завоевать остров даже со всей мощью флота и артиллерии (против горстки безоружных шаманов!), Камехамеха I пошел на важные уступки при заключении этого договора - в том числе:

  1. отмену гонений на шаманов (начавшуюся еще 600 лет назад при Паао!) 
  2. и назначение глав департаментов и министерств из числа kahuna - с тем, чтобы поддерживать и сохранять гавайскую культуру.

Еще раз: Камехамеха не сам так решил, это не было его желание в тот момент. Захватив Оаху и Мауи, острова не меньшие чем Кауаи, он обошелся безо всяких уступок вообще.
Это было условие шаманов, которые укрывались на Ниихау и Кауаи со времен изгнавшего их Паао.

И лично я думаю, что славе Камехамехи I как короля, сохранявшего гавайские традиции, мы обязаны не столько самой личности правителя (который, как и другие вожди 600 лет до него, уничтожал шаманов и их искусство, пока "остров молящихся" Кауаи не вошел в королевство Гавайи).
А именно этому самому договору. Ну, и своим впечатлениям от демонстрации мощи духовной силы шаманов, дважды наголову разбивших его флот без единого выстрела.

Впрочем, если бы русский царь согласился принять Кауаи под свое покровительство (именно так, Каумуалии просил этого сам!) - не известно, как бы сложилась дальше история Гавайев. Были бы они объединены, или разделились на два королевства (проамериканское и прорусское)....

Войны Камехамеха 1 за объединение Гавайев

Искусство шаманов после правления Камехамехи I


Нельзя сказать, что с подписанием мирного договора шаманы бросились возвращаться в родные места - ведь многие из них спасались на Кауаи и Ниихау со своими семьями десятки, и даже сотни лет.  Жили, обучали детей и тех, кто просился в ученики, лечили тех, кто приходил за помощью.

Увы, но к тому времени практически все знания великих мастеров ремесел клана Лоуно, особенно морского дела, судостроения и астрономии - были потеряны и забыты.
Еще с приходом на Гавайи амбициозного жреца Паао и началом завоевания (или объединения) Гавайских земель возведенный им "океанический занавес" полностью лишил людей возможности выходить в море.

И он же начал изгонять из общин шаманов Кане, чья духовная сила, умение управлять силами природы, целительство и гармоничный дух мешали реализации завоевательных амбиций, т.е. подчинению людей там, где жил хотя бы один такой шаман.

Еще бы! Ведь у них была сила ходить по раскаленной лаве. Сила мгновенно сращивать сломанные кости.. Власть исцелять недуги ума, тела и души. Знание секретов управления погодой и иной "магии", которые простые люди воспринимали как "чудеса". 
И всему этому есть документальные свидетельства западных ученых!
Несомненно, такие силы были ключом к власти - и поэтому случилось то, что случилось.

И даже спустя сотни лет гонений их сил боялись миссионеры, объявляя шаманов в язычестве и магии, и проповедуя, что их знания и силы - это зло. А по сути, лишив гавайцев их защитников, хранителей культуры и всех знаний и духовных лидеров.

Соответственно, постепенно этот клан шаманов перебрался на вечно-дождливый остров Кауаи, самый удаленный от Большого Острова и малообитаемый (собственно, они и составили основную часть шаманов "молящегося острова").

Но с началом правления Камехамехи даже власть и социальное положение Kahuna клана Ку, включая священников и советников при политиках, зашатались. И, едва король умер и на престол сел его сын Liholiho (Камехамеха II), существование последнего клана шаманов полностью прекратились. Случилось это в 1819 году, когда Королевство Гавайи официально отказалось от своей древней религии под давлением своих главных проамериканских советников и их же христианских миссионеров.

Однажды некоторые из шаманов покинули свои убежища, чтобы участвовать в попытке короля Калакауа (1874-1891) возродить древнее искусство целительства 
(первой попытке за 60 лет с момент подписания мира с "островом молящихся", к вопросу о славе короля Камехамехи I как сохраняющего гавайское наследие!) .

Но как только влияние политической группировки, известной под названием "Миссионерская группа", возросло настолько, что они добились от короля роспуска Департамента здравоохранения, руководимого кахуна - шаманы безропотно разошлись и снова скрылись в своих убежищах.
В ответ на многолетнее вытеснение гавайской культуры миссионерами и новой американской экономической и политической элитой, шаманы прибегли к той же тактике, что и при владычестве Паао. 

Мастера сливаться с окружающим миром, они либо скрывались высоко в горах, либо смешивались с толпой, выдавая себя за обыкновенных людей. Но в любом случае их навыки были тайной для всех, исключая родственников, друзей и тех, кто в них нуждался. Они игнорировали закон, объявлявший преступниками являвшихся или называвших себя кахуна




Социальная революция 60-х века ХХ-го и вызванные ею ветры перемен, прокатившиеся по 70-м и 80-м, затронули и гавайских кахуна.
К людям возвращалось чувство собственного достоинства, и гавайцы постепенно стали испытывать гордость за свою принадлежность к великому народу, а наиболее смелые принялись возрождать и развивать лучшие традиции их древней культуры. Росла популярность искусства, ремесел, танцев и песен, основанных на старых традициях, и создававшихся новых уникальных стилей.
И как-то незаметно пропал из свода законов запрет на деятельность гавайских кахуна. 

По мере роста самоуважения гавайцев росло и влияние кахуна. И хотя давление церкви и государства слабело день ото дня, оказалось, что осталось слишком мало истинных кахуна. Слишком мало учеников было у них в обучении.
Не без влияния церкви, несмотря на охватившую их гордость за наследие своего народа, гавайцы продолжали ассоциировать знания шаманов с черной магией. 

Даже те, кто действительно искал знания о целительстве в этой древней традиции, приступали к своим изысканиям, обуреваемые страхом.
Но все равно, их ряды продолжали расти.

В наши дни, удивительно, но факт, что древняя гавайская традиция целительства, миротворчества и шаманства продолжает жить благодаря тем, кто ее чуть было не уничтожил - большую часть учеников составляют белые с материка. Если бы не они, малочисленной когорте учителей-шаманов просто было бы некого обучать.

Один гавайский кахуна сказал мне, что сами гавайцы ни за что не вернутся к учению Хуна, пока достаточное число белых не скажет, что оно хорошо.
Еще один кахуна, посетивший мои занятия, похвалил мои знания и благословил на их распространение, а в конце концов признался, что он испытывает странное чувство, видя, что после стольких лет гонений наши знания могут столь открыто преподноситься окружающим.
( и это было не 100 лет назад, а в конце ХХ века!) 

В настоящее время существует не больше полудюжины учителей-кахуна, но и те, в основном, работают на материке. Лишь один из них принадлежит к клану Кане, но и тот по странному стечению обстоятельств, как говорят у нас, haole - белый. Это ваш покорный слуга. 

Никто из известных мне шаманов не испытывает желания обучать своему искусству.
Но, по крайней мере, представители других кланов начинают проявлять активность и пытаются передавать свои знания о целительстве. Признаюсь, я очень надеюсь на своих полинезийских учеников. Между тем мы вошли в век, когда межплеменные различия теряют свое значение. 

Гавайское шаманство и заложенный в него дух aloha - Любви открывает нам путь, имеющий огромное значение для всего человечества.
Сейчас все лучшее должно соединиться, и нет лучшего применения искусства шаманов, чем направить его на укрепление мира вокруг и внутри нас самих.



Как гласит народная гавайская поговорка:
 Не ali'ika la'i, he haku na ke aloha -"Мир правит всеми, миру служит любовь".
Примите же мои слова мира и любви вы, вместе с кем нам предстоит сегодня исцелять мир.

//автор статьи Елена Шандрикова, по материалам книг
Сержа Кахили Кинга "Городской шаман" 
и исторической справки гавайского фольклориста  Халеоле//



Комментариев нет:

Отправить комментарий